Секретная американская ПЛРК LPSS-574 "GRAYBACK"

14 January 2018

Дизельная ПЛ SS Grayback (SSG-574) была заложена 1 июля 1954 года на верфях Марэ Айленд, Калифорния.  Будучи носителем крылатых ракет Regulus II, Grayback должна была патрулировать океанские просторы до появления мощных атомных ракетоносцев следующего поколения. На воду SSG-574 была спущена 2 июля 1957 года, тогда как в списки флота ПЛ попала 7 марта 1958 года,. Первым командиром Grayback стал лейтенант-коммандер Хью Дж. Нотт.

Первый запуск крылатых ракет Regulus-II Grayback совершил в сентябре 1958 года. Однако, когда программа «двушечек» была свернута в пользу UGM-27 Polaris, на SSG-574 стали ставить 4 крылатых ракеты Regulus-I. Программа Regulus-II была отменена по двум причинам. Во-первых. запуск крылатой ракеты надо было производить в надводном состоянии. Во-вторых, крылатая ракета использовала наведение по радио-сигналу, который было довольно легко перехватить. Более современный «Поларис» был лишен обоих недостатков.


Grayback в океанском походе.

Grayback в океанском походе.

В феврале 1959 года Grayback перебралась в Пирл-Харбор, который стал ее основным местом базирования. В том же году SSG-574 провела длительное патрулирование в Японских водах (основной целью ракетного удара во время возможной Третьей Мировой был Петропавловск-Камчатский). 22 января 1960 года на ПЛ были модифицированы внутренние электрические системы, после чего Grayback отправился во второй патруль. В течение следующих 2 с половиной лет SSG-574 выполнила семь океанских походов продолжительностью 18 месяцев.

27 августа 1963 года на подводной лодке произошел сильный пожар в двигательном отсеке, после чего Grayback вернулась в Пирл-Харбор и простояла в ремонте 2 недели. После того, как программа Regulus была окончательно свернута (1964 год), Grayback был исключена из списков флота, и вот здесь началась ее новая, секретная история.

В ноябре 1967 года ВМФ США переоборудовало Grayback в носитель управляемых подводных аппаратов. SSG-574 была выбрана в качестве субмарины «перевозчика» из-за своих носовых ангаров, ранее предназначенных для транспортировки крылатых ракет. Стоимость конверсии составила 15.2 млн долларов США, что в два раза превысило изначально запланированный бюджет. Как следствие, военные не смогли преобразовать в носитель подводных аппаратов систер-шип Growler (вторую ПЛ класса Grayback).


К запуску Regulus-I всегда готов!

К запуску Regulus-I всегда готов!

После завершения конверсии субмарина получила новый идентификатор LPSS-574 (при этом в списках Naval Vessel Registry ПЛ обозначалась как APSS-574, но на подводной лодке про эту странность никто так и не узнал).

В результате проведенных работ LPSS-574 получила увеличенную на 10 футов надстройку, две дополнительных балластных цистерны в передней части двигательного отсека и модифицированный ангар, в котором могли поместиться 67 морских котиков и 2 подводных аппарата типа SDV. Ангарные отсеки могли заполняться водой, в результате чего SDV сразу же попадали в привычную для себя среду. В носу ПЛ размещалась декомпрессионная камера, необходимая для проведения глубоководных работ.

В начале 70-ых подводная лодка получила кличку «Crunchback», из-за случая, во время которого массивные гидравлические двери ангара захлопнулись на одном из SDV. По счастливой случайности, никто из моряков не пострадал, двери не сломались, а вот подводный аппарат оказался раздавлен всмятку.

Единственную известную боевую операцию Grayback провела в 1972 году о время Вьетнамской войны и на нее стоит взглянуть подробнее.


Встроенные ангары.

Встроенные ангары.

ОПЕРАЦИЯ THUNDERHEAD

Целью операции стало спасение двух американских военнопленных, сбежавших из вьетнамской тюрьмы Ha Lo (известной также, как Ханой Хилтон). Во время операции пленников требовалось доставить к побережью, после чего их надо было погрузить на SDV и доставить на подводную лодку.

Стоит отметить, что на втором этапе Вьетнамской войны морские котики (а также родственный им австралийский спецназ SASR) проводили, в основном, воздушно-вертолетные операции. Десантирование с подводных лодок было большей редкостью. Именно поэтому операция Thunderhead считалась не только рискованной, но и технически сложной.

3 июня 1972 года  Grayback подошла к побережью Северного Вьетнама и командир десантной группы лейтенант Мелвин Спенс Драй решил провести разведывательную вылазку. Она оказалась неудачной. Покинув лодку во время прилива, разведчики совершили навигационную ошибку и сбились с курса. Через час миссия была отменена, но вернуться на лодку котики не сумели, они просто не смогли найти ее в море. После того, как батарея SDV истощилась (во время борьбы с сильным течением), котики избавились от оборудования. Вообщем, заблудившихся спасателей нашли лишь утром следующего дня, после чего при помощи вертолета доставили на командный корабль USS Long Beach, где находился штаб проведения операции.

5 июня в 23-00 бойцы спецназа отправились искать Grayback на вертолете. Согласно плану, котики должны были найти субмарину и совершить прыжок в воду с высоты 20 футов. Когда вертолет прибыл на контрольную точку, субмарины на поверхности не было. Командир операции решил, что ПЛ находится в подводном состоянии и ее нужно просто найти.  Делалось это следующим образом. Подводная лодка поднимала над поверхностью воды перископ со специальным инфракрасным маячком. Вертолетчики должны были засечь его и определить текущие координаты подводной лодки.


Морские котики готовятся к выполнению операции Thunderhead.

Морские котики готовятся к выполнению операции Thunderhead.

Поскольку ветер крепчал, и волнение усиливалось, найти маячок было не просто. Помотавшись у Вьетнамского побережья добрую половину часа, вертолетчики обнаружили лодку, когда топлива на обратный путь было уже в обрез. Десантирование надо было производить немедленно.

Вертолеты сбросили скорость, и пошли над самой водой (пилотам казалось, что под брюхом машины тянется бархатное одеяло, не имеющее четких ориентиров). Как результат, лейтенант Драй ошибся с оценкой высоты и начал десантирование с 18 метров без учета большой скорости ветра. Прыжок оказался фатальным, при ударе о воду лейтенант сломал шею. Другие десантники получили травмы различной тяжести, в том числе и тяжелые.

Сразу же после десантирования обнаружилось, что инфракрасный маячок принадлежит второму SDV, который был запущен с субмарины и также потерялся в океане. Бойцы SDV использовали маячок для того, чтобы просигналить вертолету об отмене операции, ибо в районе высадки был замечен Вьетнамский патрульный катер. Вертолетчики же все поняли наоборот.

Подобрав тело Драя и потерявших сознание десантников SDV лег в дрейф. Утром следующего дня котиков спасли вертолетчики на HC-7.

В течение нескольких следующих дней Grayback находилась вблизи Вьетнамского побережья, а ее моряки внимательно наблюдали за берегом в надежде увидеть сбежавших пленников. Еще через пару дней операция была свернута.

Гриф секретности с операции Thunderhead был снят в 2008 году. Ее результаты стали достоянием гласности лишь после того, как лейтенант Драй официально получил посмертную Medal of Valor, а ВМФ признала его последним американцем, погибшим на Вьетнамской войне (KIA). До этого  обстоятельства гибели десантника не знали даже родители, которые долгое время считали, что он погиб во время неудачной тренировки (KIT).

В целом, операция Tunderhead представляет собой плохо спланированную боевую вылазку, опирающуюся на недостаточные данные, исходящие от разведки. Рассогласованность основных участников операции привела к провалу миссии, трате ценных ресурсов и бессмысленной гибели американского офицера.


Художник изобразил запуск SDV.

Художник изобразил запуск SDV.

LPSS-574 Grayback
Водоизмещение: 2,712 тонн надводное / 3,708 тонн подводное
Длина: 317 футов
Ширина: 27 футов
Энергетическая установка: 3 дизеля Fairbanks-Morse (общей мощностью 4,500л.с.), 2 электрических двигателяElliot Electric (общей мощностью 5,500 л.с.)
Скорость: 15 узлов (надводная) / 12 (подводная, после переоборудования значительно меньше)
Глубина погружения: 210 метров
Экипаж: 84 человека

Вооружение:
- 4 крылатых ракет Регулус-I или 2 крылатых ракеты Регулус-II
- 6 торпедных аппарата (533 мм) в носу АПЛ
- 2 торпедных аппарата (533 мм) в корме

11.10.17
(с) Илья Садчиков