Легендарный немецкий самолет <<Messerschmitt Bf.109>>

28.01.2018

Мессершмитт Bf.109 Messerschmitt Bf.109, традиционное для СССР написание — Ме-109 — одномоторный, состоявший на вооружении Люфтваффе и ВВСразличных стран почти 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве дневного истребителя (включая специализированные модификации для малых высот и семейство версий высотных истребителей), дневного и ночного истребителя перехватчика, истребителя штурмовика, истребителя бомбардировщика, истребителя фотороазведчика и фоторазведчика без вооружения (в том числе и высотного), а также учебно тренировочного истребителя. Являлся одним из двух основных истребителей «Люфтваффе», самым массовым самолётом Германии на протяжении всей Второй Мировой войны, а также самым массовым истребителем в истории.

По количеству произведённых машин по состоянию на 14 апреля 1945 года только в Германии — 30 573 штук — включая самолётокомплекты щапасных частей, составлявшие около 1/6 зачтенных как произведенные самолётов; общее производство — с учётом выпуска в франкистикой Испании в 1944—1958 годах и послевоенной Чехословакии в 1945—1948 годах — превышает 33 000 экземпляров; есть также сведения, что суммарный выпуск самолётов семейства Bf.109 составил 34 826 или даже 34 852экземпляра) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2 (36 163 машины) и лёгкому самолету Сessna 172 Skyhawk. Иногда можно встретить утверждение, что учебный самолетё, а позже — в том числе и ночной бомбардировщик У-2 , также превосходил по объёмам производства Bf.109 (называются цифры до 40 тыс. выпущенных У-2). Но это не находит подтверждения в советских источниках, оценивающих производство У-2 в приблизительно 33 000 машин.

Битва за Британию

Повреждённый Bf-109, совершивший аварийную посадку на французском побережье, лето 1940 года.
Повреждённый Bf-109, совершивший аварийную посадку на французском побережье, лето 1940 года.

Битва за Британию стала первой операцией, в которой Bf-109 встретил сопротивление примерно того же количества самолётов, по своим характеристикам не уступавшим ему. Эти самолёты управлялись лётчиками, подготовленными не хуже пилотов люфтваффе. Серьёзным фактором было то, что воздушные бои велись над территорией Британии и немецкие истребители действовали на пределе своего радиуса действия— подбитые самолёты практически не имели шансов «дотянуть» до своих аэродромов. Для воздушного нападения люфтваффе располагали около 2800 боевых машин, из них 760 истребителей Bf-109, в основном модификаций Bf.109Е. Королевские ВВС противопоставили им свыше 900 современных «харрикейнов» и «спитфайров». Неоспоримым преимуществом обороняющих была развитая противовоздушную оборону, оснащённая новейшими средствами радиолкационного наблюденияи включающая в себя более чем две тысячи зенитных орудий. К тому же благодаря системе <<Ultra>> британское командование получило возможность концентрировать свои силы в нужное время на важнейших участках.

Messerschmitt Bf 109C-1, 6-47, 1.J/88 Легион Кондор, Испания, весна 1938

Мессершмитт Bf.109 G-2 в музее Dream of the Wings

В компьютерных играх

Самая проработанная реализация «худого» для ПК была сделана компанией Eagle Dynamics в Digital Combat Simulator. Также на Bf-109 можно «полетать» в таких играх как серия ИЛ-2 Штурмовик и War Thunder и Ифеедуашудв 1942 (1943, 1945).