Оды коньяку и пьяный дебош за счет компании. Какой была реклама сто лет назад?

02.08.2018

Николай Леонтьевич Шустов, основатель Торгового дома «Н. Шустовъ и сыновья», по праву, считается отцом русской рекламы. Он первым в нашей стране прибегнул к целому ряду рекламных трюков, знакомых нам сегодня,: реклама в газетах и на транспорте, скрытая реклама и создание «искусственного спроса».


История алкогольной империи Шустовых начинается в 1863 году, когда Николай Леонтьевич Шустов, до этого занимавшийся соляным бизнесом и торговлей продовольствием, основал Торговый дом «Н. Шустовъ и сыновья». Предприятие начавшееся с одной единственной кузни в Москве к началу XX века владело несколькими крупными заводами в Одессе, Ереване, Кишиневе и Кизляре, не считая собственных складов и магазинов.

Чтобы раскрутить бренд Шустов воспользовался методами агрессивного маркетинга, прекрасно знакомыми современному человеку, но не знакомыми его современникам.

«Покупатель нам не друг, он нам слуга и хозяин. Как слугу мы должны научить его покупать то, что выгодно нам, а как хозяина должны научить требовать в магазинах, чтобы ему продали то, что нам выгодно. Поэтому лучшей рекламой будет написать не «спрашивайте в магазинах наливки Шустова», а «требуйте везде шустовские наливки», -говорил Николай Леонтьевич Шустов.


Николай Леонтьевич Шустов основатель Торгового дома  «Н. Шустовъ и сыновья».
Николай Леонтьевич Шустов основатель Торгового дома «Н. Шустовъ и сыновья».

Реклама по-шустовски

Николай Леонтьевич Шустов первым придумал использовать для рекламы своей продукции транспорт. Плакаты с рекламой украшали борта пароходов и дирижаблей, конных экипажей и даже красовались на крышах трамваев.

Не обошел вниманием Шустов и прессу. В частности, он первым придумал размещать рекламные объявления на передовицах газет, прямо под названием издания.

Не гнушался Шустов и методами скрытой рекламы, как например здесь:

«Скрытая» реклама коньяка Шустова во время войны, 1914 год
«Скрытая» реклама коньяка Шустова во время войны, 1914 год

Не пьянства ради, здоровья для

Торговый дом «Н. Шустовъ и сыновья» прославился не только благодаря рекламе, но и технологиями изготовления своих напитков. В частности, знакомые современному человеку напитки «Рижский бальзам» , «Зубровка», «Спотыкач» и «Рябина на коньяке», придумал и запатентовал Николай Леонтьевич Шустов более ста лет назад.

Часто для рекламы Торговый дом Шустовых использовали миф о полезности настоек и наливок на травах. Например, их слоган звучал как «Не пьем, а лечимся!» .


Оды шустовскому коньяку

В конце XIX начале XX веков реклама, прославлявшие разнообразные шустовские настойки, наливки, коньяки и водки, буквально заполоняла отечественную прессу. Сочинялись песни, оды и даже анекдоты.

Вот, например описание закона инерции от Шустова:

– Папа, не можешь ли ты мне указать примеры закона инерции?
– Лучший пример в этом случае шустовский коньяк. Если, положим, ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей уже дело устанавливается само собою по инерции.

Или загадка:

Цвет приятный, нежный вкус,
Жизнерадостно-искристый
И полезный всем к тому-с!
Дух упавший поднимает,
И о нем в России всяк
С наслаждением мечтает...
– Знаю! – ...

На следующей странице можно было найти отгадку - коньяк Шустова.

Раздел поэзии тоже не обошли вниманием :

ЦветХочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Амуру гимны хочу слагать,
Хочу, чтоб Бахус с бокалом пенным
Стал при невзгоде мне помогать.
Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
И предрассудкам наперекор,
Вновь оживая душой и телом,
Коньяк пить буду я с этих пор.
С 38-ю статьей устава
Пусть попаду я порой впросак,
Все же красива моя забава —
Шустовский буду я пить коньяк.

Создание «искусственного спроса» или пьяный дебош в кабаке за счет компании

Николай Леонтьевич Шустов вошел в историю также как автор весьма оригинальной компании по созданию искусственного спроса.

Он нанял студентов, которые должны были заходить в питейные заведения и громко требовать водки «Шустов», если данного сорта не было, можно было устроить драку, но не более чем на три рубля ( Студенты получали процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий).

Это был удар, что называется не в бровь, а в глаз. Такие случаи нередко попадали в газеты, и вскоре о шустовской водке заговорила вся Москва.

Так, в 1864 году, через год после открытия винокуренного завода еще на Маросейке, газета «Московские ведомости» писала:

“…Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа въ трактире «Испанiя» былъ задержанъ городовымъ Алексеевымъ Петромъ и препровожденъ въ 8-й околотокъ студентъ Московской коммерческой академiи Пращевскiй Петръ. Сей молодой человекъ, 22 летъ отъ роду, обвиняется въ томъ, что онъ, будучи въ нетрезвомъ состоянiи, зашелъ въ трактиръ и потребовалъ отъ полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой, Андрей Смирновъ, сказалъ, что таковой водки сейчасъ нету и предложилъ принести другую, на что Пращевскiй началъ ругаться и ударилъ Андрея Смирнова по лицу, после чего былъ схваченъ подоспевшимъ городовымъ и препровожденъ въ околотокъ. На вопросъ о причине драки студентъ Пращевскiй заявилъ, что былъ рассерженъ обманомъ вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучшiхъ заведенiй въ городе, въ то время какъ заведенiе, въ которомъ не подаютъ шустовскую водку, которую онъ, Пращевскiй, считаетъ лучшей водкой въ мiре, никакъ не можетъ считаться лучшимъ. Въ соответствiи съ уложенiемъ о гражданскiхъ наказанiяхъ на студента Пращевского Петра былъ наложенъ штрафъ 3 рубля въ пользу Смирнова Андрея. Студентъ Пращевскiй былъ освобожденъ изъ-подъ стражи подъ поручительство Тихомiрова Ивана 14-го октября 1864 года, состоящего приказчикомъ при торговомъ доме «Шустовъ и сыновья». Темъ же Тихомiровымъ Иваномъ были оплачены штрафныя счета, наложенныя на Пращевского”.

Вскоре в меню трактиров и ресторанов появилась «лучшая в мире» шустовская водка.

Позже этот трюк использовали сыновья Николая Леонтьевича, при продвижении продукции «Н. Шустовъ и сыновья» за границу. Только в этот раз, в дорогой ресторан заходил юноша с дамой, делался большой заказ, а к нему просили принести бутылку коньяка от Шустова. Если официант говорил что ее нет в наличии, то юноша извинялся перед дамой, говоря что зря привел ее в эту дыру, и они немедленно покидали заведение.

Конец империи Шустовых

Нужное отдать должное, несмотря на агрессивную рекламу продукция Торгового дома «Н. Шустовъ и сыновья» отличалась высоким качеством. Например, Шустовым единственным в мире иностранным виноделам французы разрешили писать не «бренди», а cognac. Это произошло в 1900 году, когда Шустовы инкогнито послал образцы своего коньяка на выставку в Париж. Жюри, не подозревая, что дегустировали они коньяк из России, единодушно присудило неизвестному виноделу Гран-при.

К 1914 году Торговый дом «Н. Шустовъ и сыновья» контролировал 30 % алкогольного производства в Российской империи и 44 % алкогольного экспорта. Суммарный оборот фирмы составлял более 2-х миллионнов рублей серебром в год. После революции был Торговый дом «Н. Шустовъ и сыновья» был национализирован и прекратил существование.

Если Вам понравилось, «ставьте палец вверх» и подписывайтесь на канал «История & современность», чтобы не пропустить интересные публикации.