ДТП с тележкой супермаркета — с кого взыскивать ущерб?

04.04.2018

Все мы периодически посещаем супермаркеты для совершения покупок. Большинство приезжает на личных автомобилях, оставляет их на парковке у магазина и идет по своим делам. Чтобы не тащить тяжелые пакеты в руках, некоторые подвозят их к авто на тележках, которые потом там же и бросают. Так вот если парковка открытая и тележки своевременно не убирают, от ветра они легко могут докатиться до любого припаркованного транспортного средства и оставить на нем царапины и даже вмятины. Но кто будет отвечать за такие ситуации?

Подобная ситуация в 2017 году произошла в Москве. Иванов А.А. приехал в выходной день к одному из торговых центров, оставил свой авто на прилегающей парковке, между прочим, платной, и пошел по магазинам (ФИО и регион изменены). Когда Иванов вернулся, он увидел, что тележка супермаркета вписалась аккурат в его водительскую дверь, оставив на ней несколько вмятин и царапин. На тележке красовалась эмблема ТЦ, так что было сразу понятно, кому она принадлежит.

Иванов вызвал полицию, вместе с полицейскими он посмотрел видеозапись, где видно, как от мощного порыва ветра со всей силы тележка врезалась в его автомобиль. Однако полиция отказала в возбуждении уголовного дела и посоветовала урегулировать происшествие непосредственно с ТЦ. Иванов написал претензию, но спустя несколько недель не получил никакого ответа. Также он обратился к независимым экспертам, которые оценили масштаб повреждений — аж на 55 тыс. рублей без износа. Ремонтировать авто за свой счет Иванову не хотелось, поэтому он обратился в суд.

Ответчик в лице представителя руководства ТЦ на заседании суда пытался всячески уйти от ответственности. Он сетовал на то, что тележки бросают сами покупатели, значит, и виноваты они. И еще внезапная непогода, которая стала для всех неожиданностью — ну смешно же.

Иванов нанял адвоката, который все расставил по своим местам. Во-первых, у Иванова есть фото и видео, как тележка угодила в его автомобиль, причем на ней есть эмблема ТЦ — принадлежит она центру. Во-вторых, клиент оставил свой личный транспорт на платной парковке, надеясь, на охрану и безопасность. В-третьих, ТЦ отказался добровольно возмещать ущерб — за это ему придется заплатить неустойку.

В cоответствии со статьей 1064 ГК РФ, частью 1, лицо, которое причинило ущерб имуществу физического или юридического лица, должно возместить его в полном объеме.

Часть вторая той же статьи предусматривает освобождение лица от возмещения ущерба, если оно докажет свою непричастность.

Статья 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает неустойку за отказ от добровольного возмещения ущерба в размере 50% от суммы, подлежащей возмещению.

Итак, на 55 тыс. рублей были оценены повреждения авто без учета износа, 8 тыс. рублей Иванов заплатил оценщикам, 10 тыс. рублей потрачено на адвоката, 2,6 тыс. рублей — на госпошлину и штраф ТЦ в 50% от общих затрат — 37,8 тыс. рублей. Итого суд обязал ТЦ выплатить Иванову 113,4 тыс. рублей. Неплохое возмещение за безответственность торговой точки за неубранные тележки.