Можно ли проезжать на желтый сигнал светофора?

27.04.2018
Очень частой причиной остановки инспекторами ДПС является проезд на желтый сигнал светофора. Во время диалога водителю сообщается, что он проехал на запрещающий сигнал светофора. После этого, если водитель не подкован в нюансах ПДД, история заканчивается или составлением протокола, или "капустой". Давайте разберемся, в каких случаях проезд на желтый - развод, а в каких действительно имеет место нарушение. Кроме этого рассмотрим типичную схему развода в действии!

Правовое регулирование движения по желтому сигналу светофора закреплено в :

  • п.1.3 ПДД РФ, согласно которого участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Комментарий. п.1.3 - основа основ. Все ПДД РФ строятся на принципе закрепленном в этом пункте. Как говорится, не знаешь правила - твои проблемы, и они никого не волнуют.
  • п.6.2 ПДД РФ, согласно которого желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Комментарий. Очень важный нюанс. Инспектор никогда не станет в диалоге с водителем сразу рассказывать ему все пункты. То есть, скажет только о тех, которые ему выгодны. И будет ждать реакции. Про п.6.14 будет молчать, и ждать реакции водителя.
  • п.6.14 ПДД РФ, согласно которого водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Рассмотрим для полноты картинки п.6.13.
  • п.6.13 ПДД РФ, согласно которого при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

- на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам;

- перед железнодорожным переездом Правил;

-в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Сразу же запоминаем ключевые моменты разницы между "можно" и "нельзя". По смыслу закона применение экстренного торможения нужно для избежания ДТП, при этом само экстренное торможение не должно стать причиной другого ДТП. Иными словами, если в процессе движения, перед Вами загорается желтый сигнал светофора, и Вы осознаете что остановиться в оговоренных пунктом 6.13 ПДД РФ местах, возможно только при применении экстренного торможения, при этом создавая опасность для движения других участников (представьте интенсивный поток автомобилей - один к одному), то этого делать не нужно, проезжайте дальше. Вы ничего не нарушаете в этом случае!

Некоторые инспектора, конечно могут воспротивиться и сослаться на п.10.1 ПДД РФ, который гласит:

  • п.10.1 ПДД РФ - водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Мол, если Вы как водитель должны правильно оценивать дорожную обстановку, и в соответствии с ней выбирать скорость, так чтобы была возможность при включении желтого сигнала остановиться в оговоренных п.6.13 ПДД местах, а если Вы этого не сделали то положения п.6.14 ПДД РФ к Вам не относятся.

Чисто с моральной точки зрения инспектор прав, но право - не мораль, а мораль не право! Если инспектор будет писать протокол он напишет в нем, что Вы нарушили п.1.3 и п.6.2 ПДД, о 10.1 ПДД ничего не будет сказано. Объясню почему. Как инспектор визуально может оценить с какой скоростью водитель вел автомобиль, отвечала ли скорость ситуации и т.д. В суде при обжаловании такой материал сразу "завернут", ведь для определения нарушения п.10.1 необходимо проводить авто-техническую экспертизу, - это очень сложный и двоякий пункт правил.

Следовательно, если инспектор попадется из разряда "хитрый моралист", так ему и скажите,-"Если Вы ссылаетесь на п.10.1 ПДД РФ и применяете его к желтому сигналу светофора, обязательно отразите его в протоколе, - мне будет проще обжаловать постановление! Все что Вы можете мне написать - п.1.3 и .6.14 ПДД, при этом я буду обжаловать указанные протокол и постановление. Дайте мне бланк объяснения, в котором я отражу что действовал согласно п.6.13 ПДД РФ. Самое забавное что 50 процентов успеха в диалоге с инспектором, уже само название ему этих пунктов правил ему вслух.

Важно - про нюансы. Чтобы соскочить со штрафа, используя приведенную информацию нужно иметь в виду и учитывать как происходил событие, а то можно "опростофилиться". Проехать на желтый на скорости 50-60 км/ч - одно, а на скорости 10-20 км/ч совсем другое, - я о том, что можно поверить о невозможности остановки на высоких из допустимых скоростях, но не на низких! Ночь на дворе - машин нет, - ничего не мешает применять экстренное торможение!

Ну и на последок, просто для Вашей безопасности. Прав или не прав, но если проезжаешь на желтый, лишний раз убедись что маневр безопасен, ведь у кого-то в этот момент уже может быть зеленый, а это означает что будет ДТП. И уже при его разборе Вам могут вменить, тот самый, обсуждаемый вверху пункт 10.1 ПДД РФ! Спасибо за внимание!

Если понравилось, прошу поставить "палец вверх", а также подписаться на канал, Спасибо за Ваше внимание! У нас накопилось большое количество полезных для жизни статей!