Путешествие на Тайвань. Как определить подлинность старого пуэра?

Интервью подготовила команда проекта ChariTea.

В прошлой части интервью с нашим другом из проекта TeaOcean мы обсуждали пуэры, которые можно найти на Тайване. А еще коллекционеров, которые тратят на них баснословные деньги. Но как понять, попала к тебе в руки настоящая редкость или хорошая подделка? И можно ли найти "раритет" задешево?

Ты рассказывал о знакомстве с известным чайным коллекционером. Ты обращался к нему с просьбой определить подлинность пуэров, которые продаются в Москве?

Это тоже. Но, по большей части, я консультировался касательно подлинности блинов, которые решил приобрести в Тайбэе. По поводу двух блинов мне сказали: «Лучше воздержаться от покупки», не похож на настоящий пуэр заявленной фабрики. Подлинность пары других блинов подтвердили. Один из таких был как раз Мэнхай 7542 «Да И» 2004 года. У меня вскрытый тун там лежит.

Это одна из твоих главных находок?

Да, пожалуй. Настоящий старый тун «Да И» . У этой фабрики же бесконечное количество подделок. Подделки делают в Китае, потом перевозят в другие страны, в том числе на Тайвань.

Такие люди, как этот коллекционер, могут подтвердить подлинность чая по внешнему виду сырья?

Нет, некоторые рецепты похожи по виду сырья. Один из основных критериев подлинности — то, какая именно там бумажка. Ее тоже можно подделать, конечно, но изготовители подделок не заморачиваются: в поддельном пуэре будет состаренное сырье, а бумажка новая. Она может слабо испортиться со временем, но цвет бумаги выдает все равно.

Вот здесь, на бумажке, есть логотип «Да И» . И видно, что она 2004 года. Это очень сухое, хорошее хранение блина. И он не выглядит очень уж старым. Если бы он хранился в более влажном месте, он бы был темнее. Но, тем не менее, бумага пожелтела, сам бамбук сухой, достаточно хрупкий, ломкий.

Значит, подлинность старого пуэра определяется по упаковке?

Да, и каждая деталь имеет значение. Но если мы говорим конкретно про Мэнхайскую фабрику - я не смогу точно определить подлинность этих блинов самостоятельно. И, более того, я считаю, что никто в Москве не сможет ее определить. Считанные люди в Китае могут «Да И» правильно идентифицировать. Поэтому я и консультировался.

Можно определить только старый ли это чай, по тем признакам, которые мы сейчас обсуждали: старая ли бумажка, сухой ли бамбук.

В Москве продают много поддельного пуэра?

Очень много. Это, может быть, неплохой чай, но не тот, который заявлен.

Большинство подделок старых Шенов продается в Гуанчжоу, где закупаются почти все продавцы чая в России. А там ситуация очень простая: 99% процентов старых пуэров не соответствуют заявленной фабрике, и упаковка у них не родная. Найти там какие-то редкости за дешево практически невозможно, а у нас именно на это многие надеются.

Ну, когда просят копейки, подделку легко распознать. А если просят дорого, это сразу «тру»?

Нет, конечно. Просто ты должен в этом разбираться. Должен знать, какая упаковка, какая бумага в какие годы какой фабрикой использовалась. Тем более, если дизайн общий. В упаковке такого(фото внизу) плана существует несметное количество кирпичей. Такой блин может стоить 1 доллар и быть никаким, а может стоить 20 тысяч долларов и быть изумрудом в чьей-то коллекции.

Очень показательна история о том, как я купил этот кирпич.

Я набрел на один магазинчик, с виду неприметный. Было уже девять вечера, а магазинчик все равно был открыт, хотя они закрываются обычно часов в шесть. Я зашел, там какая-то глина продается, вазочки. Ничего похожего на чай. И тут я вижу: висят связки каких-то пуэрных блинов. За шкаф прицеплена веревка, к ней прикреплен блин. Сверху туны пуэров лежат. Я начал смотреть на цену и качество — мне понравилось.

Затем вышел владелец лавочки, дедок около 70 лет, может старше. Они моложе обычно выглядят, чем есть на самом деле. По-английски — ни слова. А я как раз был с другом и его женой тайванкой, они помогла немножко с языковым барьером. Стал спрашивать, что у него самое крутое, самое старое имеется. Он сказал, что старых Шенов у него нет, но есть очень старый Шу. Назвал цену — 250 долларов.

Я его попробовал, он меня очень впечатлил. Но я решил проконсультироваться по поводу покупки этого Шу с тем самым владельцем фабрики. 

Коллекционер взял в руки кирпич — крутит его и объясняет что-то на китайском, а его сын переводит: такая-то прессовка, шрифт, иероглиф, бумагу эту в 70-80 не использовали, но и сейчас тоже уже не используют, склеено так-то, загнуто так-то, это, примерно, 1990-92 год, хороший кирпич, стоит в районе 250-300 долларов.

Человек мне за тридцать секунд определил кирпич с точностью до трех лет и его рыночную стоимость! Но это — высший пилотаж, пока с ним не поговоришь, ты в это не поверишь.

Полную версию интервью вы можете найти на нашем сайте!