Драгоценные потолки культовой архитектуры Узбекистана

Миллионы российских туристов в поисках восточного колорита и роскошного убранства мечетей летят в Эмираты, Марокко и другие страны. Но мало кто знает, что с убранством знаменитой Мечети шейха Зайда вполне может сравниться декор узбекских мечетей!

В этом посте я покажу вам, где живут самые настоящие восточные сказки! Мы рассмотрим искусно украшенные потолки культовых сооружений Бухары и Самарканда. И какой потолок впечатлил вас больше всего?

17414
Ханака Диван-Беги редставляет собой небольшую многокамерную постройку с центральным купольным залом, прорезанным неглубокими нишами по сторонам. В боковые стены и углы здания вписаны худжры. Главный фасад покрыт мозаикой и по бокам украшен башенками-гульдаста, что придает зданию монументальность. Боковые фасады оформлены арочными входами.

2. Ханака Диван-Беги.
17414 Ханака Диван-Беги редставляет собой небольшую многокамерную постройку с центральным купольным залом, прорезанным неглубокими нишами по сторонам. В боковые стены и углы здания вписаны худжры. Главный фасад покрыт мозаикой и по бокам украшен башенками-гульдаста, что придает зданию монументальность. Боковые фасады оформлены арочными входами. 2. Ханака Диван-Беги.
Все разнообразие архитектурного декора Магоки-Аттари – фигурная кладка из шлифованного кирпича, резные кирпичики, образующие различные комбинации, узоры, орнаменты, терракотовые плиты, частично поливная терракота – органично сочетается в оформлении портальной ниши. А изнутри купол мечети выглядит вот так, здесь сейчас находится музей ковров.

3. Мечеть Магоки-Аттари, Бухара.
Все разнообразие архитектурного декора Магоки-Аттари – фигурная кладка из шлифованного кирпича, резные кирпичики, образующие различные комбинации, узоры, орнаменты, терракотовые плиты, частично поливная терракота – органично сочетается в оформлении портальной ниши. А изнутри купол мечети выглядит вот так, здесь сейчас находится музей ковров. 3. Мечеть Магоки-Аттари, Бухара.

4. Мечеть Магоки-Аттари, Бухара.

При оформлении медресе Абдуллазиз-хана использовались самые разнообразные приемы: резная черепица и резная мозаика, рельефная майолика, резной мрамор, алебастровая фреска, позолота. Медресе считается вершиной достижений среднеазитского зодчества, вопреки традициям чисто орнаментального декора стены расписаны изображениями цветов, деревьев, пейзажами и даже изображениями драконов и птицы Симург.
5. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.
4. Мечеть Магоки-Аттари, Бухара. При оформлении медресе Абдуллазиз-хана использовались самые разнообразные приемы: резная черепица и резная мозаика, рельефная майолика, резной мрамор, алебастровая фреска, позолота. Медресе считается вершиной достижений среднеазитского зодчества, вопреки традициям чисто орнаментального декора стены расписаны изображениями цветов, деревьев, пейзажами и даже изображениями драконов и птицы Симург. 5. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.

6. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.
6. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.

7. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.
7. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.

8. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.
8. Медресе Абдуллазиз-хана, Бухара.
В декоре медресе Мири-Араб преобладают резные кашинные мозаики тонкой работы с растительными, геометрическими и эпиграфическими узорами, которыми украшены пештак, тимпаны лоджий главного фасада, тимпаны арок худжр на внутренних фасадах и барабаны куполов. Купола снаружи покрыты скуфьей из голубых плиток. Во внутреннем убранстве медресе особенно парадно оформлена гурхана. Её панели и решётки украшены резной кашинной мозаикой, а стены и плафон — резным ганчем.
9. Медресе Мири-Араб, Бухара.
В декоре медресе Мири-Араб преобладают резные кашинные мозаики тонкой работы с растительными, геометрическими и эпиграфическими узорами, которыми украшены пештак, тимпаны лоджий главного фасада, тимпаны арок худжр на внутренних фасадах и барабаны куполов. Купола снаружи покрыты скуфьей из голубых плиток. Во внутреннем убранстве медресе особенно парадно оформлена гурхана. Её панели и решётки украшены резной кашинной мозаикой, а стены и плафон — резным ганчем. 9. Медресе Мири-Араб, Бухара.
Мавзолей Саманидов знаменует собой начало новой эпохи в развитии центрально-азиатского зодчества, возрождённого после арабского завоевания. Очевидно, что на древней земле продолжали развиваться древние согдийские традиции, но уже в новом качестве: техника строительства из жжёного кирпича, её конструктивные и художественные возможности, средства архитектурной выразительности являются заслугой нового времени, хотя ещё и несут в себе привычную «знаковую систему», происходящую от доисламской культуры.
10. Мавзолей Саманидов.
Мавзолей Саманидов знаменует собой начало новой эпохи в развитии центрально-азиатского зодчества, возрождённого после арабского завоевания. Очевидно, что на древней земле продолжали развиваться древние согдийские традиции, но уже в новом качестве: техника строительства из жжёного кирпича, её конструктивные и художественные возможности, средства архитектурной выразительности являются заслугой нового времени, хотя ещё и несут в себе привычную «знаковую систему», происходящую от доисламской культуры. 10. Мавзолей Саманидов.
Мечеть Боло-хауз до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712 году, в 1917 году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах, в том же году зодчим Ширимом Мурадовым был выстроен минарет.

11. Мечеть Боло-хауз, Бухара, 1712 год. Потолок айвана, летней части мечети, поддерживается колоннами из дерева в форме сталактитов.
Мечеть Боло-хауз до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712 году, в 1917 году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах, в том же году зодчим Ширимом Мурадовым был выстроен минарет. 11. Мечеть Боло-хауз, Бухара, 1712 год. Потолок айвана, летней части мечети, поддерживается колоннами из дерева в форме сталактитов.
Цитадель Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища.

12. Мечеть, Цитадель Арк.
Цитадель Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища. 12. Мечеть, Цитадель Арк.
Похоже, это единственная мечеть, где есть зеркала в потолке!

13. Мечеть, Цитадель Арк.
Похоже, это единственная мечеть, где есть зеркала в потолке! 13. Мечеть, Цитадель Арк.

14. Цитадель Арк, мечеть.
14. Цитадель Арк, мечеть.

15. Цитадель Арк, мечеть.
15. Цитадель Арк, мечеть.
Гур-Эмир больше известен как мавзолей Тамерлана. Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Купол мавзолея покрыт узором из голубых и синих изразцов, что также выделяет его ребристую форму.

16. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
Гур-Эмир больше известен как мавзолей Тамерлана. Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Купол мавзолея покрыт узором из голубых и синих изразцов, что также выделяет его ребристую форму. 16. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
Внутри внизу стены украшены мраморной панелью с вставками из зеленого серпентина и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо.

17. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
Внутри внизу стены украшены мраморной панелью с вставками из зеленого серпентина и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо. 17. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.

18. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
18. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.

19. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
19. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.

20.
20.

21. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.

22. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.
21. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд. 22. Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд.