Учитель - продавец знаний?

10.02.2018

Меня пугает сегодняшнее потребительское отношение к жизни. Мы приходим в магазин, совершаем покупки и считаем, что за наши деньги продавец должен расстелить перед нами красную ковровую дорожку, поклониться в пояс и проводить до двери, рассыпаясь в благодарностях. Наверное, мы правы, когда это касается бутика Славы Зайцева, например. Но если я иду в масс-маркет за блузкой на распродаже, лично мне достаточно "спасибо за покупку" на кассе.

Но не об этом сегодня.

Такое же потребительское отношение я наблюдаю и в других сферах нашей жизни. В частности - в школе.

Сегодня родители, отдавая детей в школу, требуют такой же ковровой дорожки, как и в бутике Славы Зайцева. Мотивируют налогами, которые они платят и из которых, как они считают, складывается заработная плата учителей.

Родители сегодня считают учителя продавцом знаний, от которого можно требовать образовательную услугу. И требовать такую услугу, которая будет им - родителям нравиться. Как в магазине. Хочу вон ту кофточку. Хочу чтоб вы учили моего ребенка только на пятерки. А если будет четверка, я пойду жаловаться. Заметьте, не буду выяснять почему четверка, не буду заниматься со своим ребенком дополнительно, не буду больше внимания уделять домашнему заданию, а буду ЖАЛОВАТЬСЯ. И действительно жалуются. Жалуются на учителя, который, по их мнению недостаточно хорошо объясняет материал, поэтому их ребенок не до конца понял тему. Жалуются, что у других детей оценки лучше, значит учитель придирается.

При чем, по моему наблюдению, чаще всего, такие родители - неработающие мамочки. Они могут иметь одно или два высших образования, которые получили не выходя из дома (дистанционно), чаще всего экономическое или юридическое. Очень гордятся этим фактом. Но применяют свои исключительные знания только при написании жалоб. Ну понятно, что какое образование, такие и жалобы.

Администрация школы, управление образования, другие инстанции, куда поступает обращение, должны его рассмотреть по существу. Это их обязанность, закрепленная законом. И они рассматривают, делают свою работу.

Сколько нервов и времени это стоит учителю? Думаю мы все это понимаем. Как это отражается на образовательном процессе? Тоже объяснять не надо. Сегодня у наших учителей столько работы, помимо ведения уроков и проверки тетрадей, что впору вводить работу посуточно. Еще и эти разбирательства...

Понятно, что есть такие "учителя", которым действительно не место в школе. Они не любят свою работу, не любят детей и приходят просто отбыть свое время. Но таких педагогов обычно отсеивает сама администрация школы. Если там работают грамотные люди. Но, положа руку на сердце, я не встречала и не слышала о неграмотном в профессиональном плане директоре школы. А если такой факт где то и имеет место быть, то это явление не носит массового характера.

А вот то самое потребительское отношение к школе - носит. С каких пор мы стали считать, что педагог - просто одна из профессий? Кто первый решил, что он лучше знает как учителю вести урок и какие оценки ставить?

Педагог - это человек, который, как бы высокопарно это не звучало, так или иначе формирует жизнь наших детей. Доброе, вечное - это то, что должны сеять учителя в детских душах. И, поверьте, они пытаются. Не смотря на наше с вами, родительское сопротивление. Да, сопротивление. Потому что, приходя из школы домой, ребенок может видеть совсем не то, о чем ему только что говорил учитель. Он видит как относится его мать к его отцу, как вечером они выясняют между собой отношения руганью. Принося в дневнике не ту оценку, он слышит от родителей - "пойду жаловаться на эту училку, совсем обнаглела". Или видит по телевизору новости о том, что ученик напал в школе на учителя.

Нет больше того образа педагога, с которым росли мы. В мое время наши учителя были нашими вторыми мамами. Мы могли просить у них совета и они никогда не отказывали, помогали.

Что мы имеем сегодня? Замученных, замордованных, запуганных учителей? Которые шагу не могут ступить, чтобы не нарваться на очередную жалобу от очередной яжематери? Не так стоишь, не так сидишь, не так учишь, не так оценки ставишь... Я лучше знаю как моего ребенка надо учить... Требую индивидуального подхода! (это при том, что в классе 25-30 детей) Требую вывести моего ребенка на отличника! Если ребенок не понимает материал, это вина учителя, а не ребенка! Требую! Требую! Требую!

Это все слышит педагог каждый день. Я не преувеличиваю сейчас. Каждый день. Проблема нашего общества в том, что требовать мы научились, а вот соответствовать этим требованиям - нет. Прежде чем кричать, что в непонимании материала виноват не ребенок, а учитель, проверьте, чем ваше чадо занимается на уроке? Внимательно слушает или ловит ворон? Прежде чем требовать только пятерок в дневнике, оцените критически способности ребенка - ведь не все мы академики. Лучше знаете как учить? Переводите на домашнее обучение.

Самое интересное во всем этом, что если спросить у детей, то окажется, что у них вообще-то все нормально. И учитель у них самый лучший. И уроки у них интересные (насколько это вообще возможно). И оценки он получает адекватные.

Вопрос - а зачем тогда? Просто потому что диплом о высшем образовании пылится в тумбочке?