По Крымскому мосту от Пулково до Парка Горького

15.05.2018

По Крымскому мосту все желающие смогут поехать 16 мая, однако ряд изданий в воскресенье уже «запустило по нему рабочее движение». Сегодня на этом примере мы расскажем, как замусорены наши головы странной информацией.

13 мая около 14.00 по московскому времени пресс-центр государственного комитета дорожного хозяйства республики Крым разослал пресс-релиз в котором рассказывалось о том, что с 18.00 того же дня по путепроводу на подходе к Крымскому мосту в городе Керчь будет открыто рабочее движение автотранспорта. Спустя несколько минут новостные ленты радостно рассказывали, что в воскресенье на Крымском мосту будет запущено рабочее движение. Правда потом заголовки начали меняться и мы полагаем, что произошло это благодаря бдительности пресс-секретарей ответственных организаций.

На самом деле уже сегодня ряд изданий порадовало видео движения по Крымскому мосту. Например «Газета.ру» написала о том, что грузовики идут в тестовом режиме, дополнив информацией о том, что ранее только строительная техника ездила. РИА «Новости» написали о том, что Путин «поучаствует» в открытии моста 15 мая, а 16 мая переправа начнет работать для всех.

фото пресс-службы Федерального дорожного агентства
фото пресс-службы Федерального дорожного агентства

Собственно, на этом материал мог бы и закончиться, но раз уж мы вынесли название Главной Стройки Страны в заголовок, то уже расскажем немного больше о том, как такая путаница влияет на наше мировосприятие. Все очень просто – Крымский мост, что называется, в «тренде», любая новость, связанная с ним – читаемая, а место для заголовка не безграничное. Сравните сами: «Путепровод на подходе к Крымскому мосту» (6 слов включая предлоги) и «На Крымском мосту» (3 слова). Еще один вариант – это путаница при спешке. Ну не увидел журналист или не понимает чем отличаются подъездная дорога к переправе от самой переправы, а поставить текст на сайт нужно быстрее всех, ибо рассылка-то всем приходит!

Можно привести море примеров, когда путаница в голове у одного товарища, которого переписали другие СМИ приводит в итоге к путанице в головах у читателей и очень редко это бывает сознательно. В голову приходит, почему-то строительство нового аэровокзала в Петербурге. В свое время благодаря одному деловому изданию эта стройка превратилась в «Проект Пулково-3». Почему? Все просто: человеку, освещавшему эту историю и в голову не приходило никогда, что аэропорт в Санкт-Петербурге один, просто терминала два, соответственно «Пулково-1» и «Пулково-2» а тут еще какую-то стройку «замутили»… значит это «Пулково-3», правда? И плевать, что «Пулково-3» на тот момент (да и сейчас тоже) – это всего лишь торгово-развлекательный центр в той же местности! Один написал, другие подхватили и понеслась…

Кстати, давно ли у нас словосочетание «Крымский мост» ассоциируется с полуостровом? Лет эдак 5 назад мы представляли себе центр Москвы и Парк Горького, не так ли? А у агрегаторов новостей вроде Гугла и Яндекса это всё равно одно и то же будет. Вот, например, пару недель назад «Известия» праздновали 80-летие Крымского моста, угадайте, как мы на эту новость наткнулись? Бездушный робот агрегатора не видит разницы, что в данном случае, мы полагаем, сыграло на руку новости.

Есть еще одна проблема. Мы не вправе осуждать наших коллег, ибо законы выживания в современных СМИ такие, однако понять не можем куда катится современная журналистика, постепенно слившаяся с социальными сетями. Деловой человек, читающий газеты просто будет смотреть интересующую лично его информацию у первоисточника ( в нашем случае – это сайт «Росавтодора», который подробно и понятно все расписал ), а для остальных читателей подобные новости совсем скоро станут просто обычным развлечением.

Инфографика Федерального дорожного агентства
Инфографика Федерального дорожного агентства

Ну и напоследок о нас. Как уже, наверное, понял внимательный читатель, правильным заголовком для этой статьи должен был быть: «Почему журналисты считают читателей идиотами», но он не цепляет глаз, да и не в тренде и агрегатор поисковиков вряд ли его выделит. А так – кто знает? Может быть и прочитает эту статью чуть больше людей, чем обычно. Потому и нам приходится иногда прибегать к уловкам, чтобы заманить в свои «сети» читателей… Хотя нет, мы – за честность. Потому постараемся впредь следить соответствию заголовка и содержания.