«ЛЕНИН» - объединитель Арктики

19.01.2018

Еще в 30 гг. XX века в СССР начали реализовывать идею Д.И. Менделеева – химика и социолога об освоении Русского Севера. Первые же проходы по будущему Северному Морскому Пути показали сложность его прохождения тогдашними судами. «Сибиряков» прошел, «Челюскин» уже нет. Сначала решили построить железную дорогу вдоль Северного Ледовитого Океана. Но после смерти Сталина ее постройка была под вопросом. Это ставило под угрозу освоение севера ССР. Альтернативой было только море. Но нужны были мощные ледоколы, способные ходить через льды с караванами судов если нужно и круглый год. Обычные силовые установки на жидком топливе не позволяли создать такие суда. Но, к тому времени, уже достраивалась первая атомная электростанция в Обнинске. Прорабатывались планы использования атома на боевых кораблях. И в конце 1953 г. было начато проектирование первого атомного ледокола в мире «Ленин». Атомное сердце гарантировало мощь, необходимую для поставленной задач.

Работы были начаты 20 ноября 1953 года в соответствии с решением Совета Министров СССР. Разработчиком было ЦКБ-15. Научным руководителем был Академик Академии Наук СССР А.П. Александров. Специально для него были разработаны новые марки корпусной стали.

Уже к 1956г. разработка была закончена и 25 августа 1956 года на стапеле состоялась закладка будущего первого в мире гражданского атомохода. Завод-исполнитель судостроительный завод им. А. Марти в Ленинграде уже 5 декабре 1957 года спустил судно на воду. Адмиралтейский завод смонтировал реактор, первый пуск, которого был 6 августа 1958г. 12 сентября 1958г. под командованием П.А. Понамарева начались ходовые испытания ледокола «Ленин». Уже в 1960г. очередная навигация Мурманского пароходства была первый раз с участием «Ленина».

К навигации 1970г. реакторы ОК-150 заменили на более надежные ОК-900.

Судно полностью оправдало возложенные на него задачи – время и география навигации на Советском севере была увеличена. В случае необходимости атомные ледоколы обеспечивают проводку судов и круглый год, за пределами официальной навигации. Это обеспечили атомные ледоколы, и первенцем был «Ленин». Теперь если надо грузы возят от Мурманска до Бухты Провидения (она напротив Аляски).

Но к 1989г. сталь корпуса атомохода была стерта до недопустимых значений на судах такого класса. Сказалось неутомимая работа судна в Артике.

В 1989 г. его вывели из эксплуатации.

Но в 2009г. он был законсервирован и стал музеем в Мурманске.

«Ленин» сумел выполнить поставленные на него задачи, благодаря конструктивным решениям, уникальным и сейчас.

Сердце ледокола ядерный реактор. Если бы использовали традиционные силовые двигатели на жидком топливе – то была проблема дальности хода. Для прохода сквозь лед кораблю нужен корпус особой формы, немного похожей на перевернутый утюг. Судно, как бы, залезает на лед с разбега и ломает его своим весом. И для этой цели судно должно иметь мощную силовую установку, тем более для северных широт. Лед Арктики он суров. Если за ее пределами «белый лёд» толщиной 30-70 см это верхний рубеж его толщины, то в Арктике существуют многолетние льды, включая «паковые» толщиной свыше 2 метров. Оперативное пополнение топлива и других припасов с берега не всегда возможно. Ледокол в этих широтах обязан быть способен к «автономке» в случае необходимости. Атомный же реактор сочетает огромную мощь с малым расходом ядерного топлива. «Ленин» имеет реактор мощностью в 44 т. лошадиных сил. И при этом в сутки ему нужно 45 граммов ядерного топлива – объем спичечного коробка. Была предусмотрена возможность доставки топлива вертолетом и замены ТВЭЛов ректора, непосредственно его содержащих, непосредственно в море. Но дальность хода позволяла за один рейс посетить и Арктику, и Антарктику. Обводы корпуса позволяли создавать ледовый проход и задним ходом. Если же все-таки судно была зажато льдам, то система водных цистерн позволяет раскачивать судно вызволяя из ледового плена.

Судно имело на борту вертолет Ми-2.

Каюта главного механика

Особый шиком, редко бывшим в СССР, отличались жилые помещения ледокола.

Каюты высшего командного состава напоминали скорее двух, трехкомнатные квартиры.

Даже каюты рядовых членов экипажа имели повышенную комфортность и были одно и двухместными. Каюты, как и помещения общего назначения – столовая и другие был отделаны деревом, латунью, медью, следуя старинным традициям.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 16 тыс. тонн (без балласта)

Длина: 134,0 м

Ширина: 27,6 м

Высота: 16,1 м

Осадка: 10,5 м

Двигатели: 2 атомных реактора, 4 турбины

Мощность силовой установки: 32,4 МВт (44 тыс. л. с.)

Скорость хода: 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов (36,3 км/ч) по чистой воде

Автономность плавания: 12 месяцев

Источник фотографий: https://geektimes.ru/post/295049/ - с любезного разрешения автора публикации Филиппа Терехова.

Текст Федор Болдырев

2018г. ©

#tech_and_life, #техника_и_жизнь, #ice-breakers, #ледоколы, #atom-ships, #атомоходы