Будущее гиперзвуковых полётов

18.01.2018

Аэрокосмический гигант Boeing вступил в жесткую борьбу с конкурентами в США и за рубежом, занявшись разработкой жизнеспособного проекта гиперзвукового самолёта. Аэрокосмические компании бросились создавать гиперзвуковой самолет для замены SR-71 Blackbird . Несмотря на то, что SR-71 в 1990 году вышел на пенсию, он по-прежнему сохраняет за собой рекорд максимальной скорости 3540 км/ч, как самый быстрый из когда-либо построенных самолётов. Задача состоит в том, чтобы создать самолёт, способный достигать скоростей выше 5 Маха (6,171 км / ч), и Boeing считает, что у них имеется разработка, способная это сделать.

Во время конференции SciTech Forum во Флориде на прошлой неделе, организованной Американским институтом аэронавтики и астронавтики, Boeing представил модель своего гиперзвукового самолёта нового поколения. Концепция двойного хвоста и сужающегося крыла пока ещё не утверждена в качестве полномасштабного плана развития, но глава гиперзвуковых исследований Boeing считает, что это вполне приемлемый проект.

Нынешняя разработка Boeing основана на предыдущих успехах компании в создании сверхзвуковых самолётов, включая беспилотный X-51, который побил рекорд скорости в 2013 году, когда пролетел на скорости 5,1 Маха в течение трёх с половиной минут до выработки топлива и падения в океан. Самая большая проблема заключается в создании такого самолёта, который не только достигнет скорости 5 Маха, но также будет способен летать на более низких скоростях (точнее, дело не столько в планере, а в двигателях: для движения со скоростями выше 5 Маха применим ГПВРД, а на скоростях ниже 3 Маха применяются модифицированные ТРД, в промежутке этих скоростей — может работать обычный ПРД).

С этой целью как Boeing, так и Lockheed Martin изучают конструкции, в которых используются турбореактивные двигатели, которые давно уже применяются на коммерческих самолетах для достижения скоростей в 3 Маха, перед заменой на гибридную силовую установку: линейку двойного сжатия ТРД/ ГПВРД-скремблер. Эти типы двигателей сжатия работают на скоростях выше Маха 3, и они же будут обеспечивать мощность для разгона самолёта до скоростей Маха 5 и выше.

Планируемый гиперзвуковой самолёт SR-72 Lockheed Martin , который компания разрабатывает совместно с ВВС США и Агентством перспективных исследований обороны (DARPA), имеет аналогичную конструкцию аппарата, показанного Boeing на прошлой неделе. Предварительная дата релиза SR-72 — 2030 год, хотя наблюдения за полётами беспилотного демонстрационного аппарата в Калифорнийском отделении Lockheed дают основания предполагать, что компания может развивать этот проект дольше, чем ожидалось.

В Китае также есть несколько программ, которые в настоящее время разрабатывают гиперзвуковые системы, включая гиперзвуковые космические аппараты и двигатели-скремблеры, которые уже были испытаны на скоростях 7 Маха (8 642 км / час).

Независимо от того, кто победит в этой гонке, развитие гиперзвукового полета обещает изменить будущее путешествий, разведки и способов ведения войны.