Disney, Fox, Netflix и смерть Голливуда

Disney все же покупает Fox и близок к контролю 40% кинорынка. Netflix вырос до 125 млн. подписчиков. Голливуд все еще жив, но стремительно теряет статус мировой кинофабрике. Что дальше

Мир, прямо как в плохих книгах про апокалипсис, замер перед решающими событиями. Разговоры о том, что Disney покупает третью в США киногруппу, начались в прошлом году. Несмотря на долгие торги и некоторый ужас биржевых аналитиков, Fitch даже заявил, что возможно снизит рейтинг некоторых обязательств Disney, они все же мощно додавили главу Fox Руперта Мэрдока. Стоимость при этом выросла с $55 млрд. до $71,3 млрд. На самом деле даже до $85,1 млрд., еще $13,8 млрд. чистой задолженности пришлось тоже брать на себя.

К чему этом может привести активно обсуждали еще тогда, когда новость впервые появилась. Disney получает контроль над множеством вкусных франшиз, практически монополизирует рынок, получая возможность диктовать свои условия кинотеатрам, и в качестве небольшой вишенки на торте – контроль над сервисом Hulu. Последний потенциально опасный конкурент Netflix и все эксперты считают, что компания начнет его активно развивать. По отдельности все это уже способно сотворить революцию в киноиндустрии, но если наложить на существующие тенденции, то картина выглядит намного эффектнее.

Начнем с того, что в последние годы крупные игроки все больше и больше усилий сосредотачивают на съемках блокбастеров. Только их высокие бюджеты позволяют достаточно заработать. Или окончательно разориться, вспоминая Люка Бессона. Без $200 млн. на этом рынке делать нечего. Очень редко появляются проекты, которые изначально рассчитан на средний бюджет. Например, «Дэтпул» сделал кассу при бюджете всего $58 млн. На продолжение, правда, пришлось потратить уже $110 млн.

Кроме них, они вкладывают деньги в малобюджетные по американским меркам проекты, которые должны выстрелить исключительно благодаря идеи. Фильмы со средним бюджетом становятся редкостью. Такие фильмы, как «Приведение» или «Крепкий орешек» постепенно исчезают. Мир тупо заваливают однотипными «франшизами». И большинство из них теперь принадлежит Disney.

Параллельно с этим набирают обороты национальные кинопроизводители. Прежде всего китайские, индийские и российские. Последние в прошлом году продемонстрировали 54% роста, в нынешнем – «Движение вверх» собрало 3 млрд. рублей, показав вторую кассу в истории. Это не только результат государственного протекционизма. Голливудских фильмов со средним бюджетов, которые раньше практически полностью вытесняли российские фильмы, катастрофически мало. Одно из последствий – падение гонораров актеров.

Непростая ситуация осложняется еще и тем, что в налаженный бизнес кинопроката вторгаются злые интернет-сервисы, вроде Netflix или Hulu. Начиная с простой покупки прав на трансляцию фильмов и сериалов, они полюбили производить их самостоятельно, а теперь все больше и больше отжимают актеров, идеи и зрителя. Попутно они уничтожают киношные фестивали, премии и смысл существования тусовки.

И вот, во всей это красоте, из зоны нестабильности и хаоса, появляется супермонстр, который собирается откушать, а то и отгрызть, половину американского кинорынка и значительную долю мирового. Впереди у него война с другими кинокомпаниями и очень жестокая битва с Netflix. И если вас не пугает такое будущее, вы неисправимый оптимист.