От каких клиентов надо бежать

Работа в офисе, тем более для женщины - прошлый век, по моему нескромному мнению. Однако проблем у фрилансеров и бизнесменов хватает: недобросовестные заказчики сильно портят жизнь.

Не всегда удается работать только по предоплате, поэтому риск сделать работу и не получить денег у вольного стрелка высок.

На этапе начала работы по поведению заказчика часто можно понять, что лучше с ним не связываться. Иногда эти "звоночки" приходят позже, но тут уж как повезет.

Звонок номер раз

Потенциальный заказчик жалуется на предыдущих исполнителей, ноет и просит скидку - бегите сразу. Деньги вы из него выколачивать будете долго и мучительно, и в итоге он все равно останется недоволен вашей работой, даже если вы сделали ее хорошо.

Или вот

Клиент внезапно переходит на "ты", ему все нравилось, а теперь не нравится - лучше свернуть лавочку. Больше нервов и времени потратите, чем получите профита.

Или так

Заказчик не хочет заполнять бриф, действовать по утвержденной стратегии и всеми способами сам же себе снижает результативность работы - решайте сами: сделаете ли вы "на отвали" или откажетесь от бестолковой возни. Я выбираю второе, потому что не хочу писать текст, от которого не будет пользы.

Есть желание и силы объяснять, почему это важно для самого же заказчика, конечно, имеет смысл постараться это сделать. Но если клиент (обычно этим грешат женщины) заперся в своей башне из слоновой кости и чихал на конверсию, эффективность и хочет что-то свое, а что именно - объяснить толком не может, рекомендую свернуть лавочку. Даже когда в итоге вы выполните работу и получите деньги, вряд ли вы поместите ее в портфолио и внутренне поставите себе галочку "я молодец, я принес клиенту пользу".

Когда есть смысл помучиться

Чаще мне все-таки везет на отличных клиентов, и я расстраиваюсь, если нам не удается абсолютно точно понять друг друга. Бывает, заказчик говорит много, но в итоге не может объяснить, чего точно хочет. Выясняется это только когда вы уже сделали несколько вариантов. Грустно, но такое тоже возможно - не все четко представляют, чего действительно хотят. Так что остается учиться вести диалог так, чтобы клиент сумел все-таки понять, чего он хочет, и договориться с ним. В таких случаях я все-таки стараюсь делать "до победного".

Заказчики из серии "сам не знаю, чего хочу" не всегда бесперспективны, нужно смотреть на то, как он ведет диалог. Если человек вменяем, просто действительно не может сориентироваться, нужно ему помочь. В противном случае - сами понимаете.

Я считаю, что браться за работу имеет смысл, если вы будете сами довольны результатом (и заказчик, само собой). Просто отработать и получить хоть какие-то деньги - это грустно. К этому нелегко прийти, но в конце концов, для того мы и уходим из офиса - чтобы не симулировать бурную деятельность, а работать на результат.