Природа любви

22.01.2018

«Природа любви» — это название эксперимента Гарри Харлоу, американского психолога, профессора Висконсинского университета (1930—1974 г.), президента Американской психологической ассоциации (1958 г.). Эксперимент был проведён в Университетской лаборатории штата Висконсин во второй половине 1950-х годов. Современники считали его неэтичным и жестоким, однако раскрытые в нём истины сильно повлияли на подход к воспитанию детей.

В те годы многие полагали, что демонстрация привязанности к ребёнку — не более, чем сентиментальный жест, порыв, не имеющий никакой пользы. Психологи, такие как Джон Уотсон, даже утверждали, что чрезмерная ласка может привести к психологическим отклонениям и болезням. Саму «любовь» малыша к матери считали лишь проявлением биологических потребностей, необходимости в питании. Харлоу придерживался позиции, что для формирования психики и нормального развития этого недостаточно. По мнению психолога, ключ к формированию устойчивой психики детей — ощущение тактильного контакта, безопасности и комфорта. Чтобы доказать все свои гипотезы он начал изучать привязанность, тему, которая, на первый взгляд, не поддаётся измерению и оценке.

Использование обезьян (шимпанзе, макак) в научных исследованиях было обычным делом. Считалось, что этот вид млекопитающих имеет схожее с человеком строение интеллекта и нервной системы. Для проведения своего эксперимента Харлоу выбрал детёнышей макак-резусов, так как был убеждён, что взаимоотношения этих приматов напоминают человеческие в области материнства. В течение первых шести-двенадцати часов жизни маленьких обезьян забирали от их мам и сажали в изолированные клетки. Всего отобрали более 60 животных. Исследователь заметил, что у макак начали проявляться признаки привязанности к махровым полотенцам, которые выкладывали на пол клетки. Малыши сжимали, обнимали покрывала, укутывались в них. Когда ткань забирали, детёныши бурно реагировали, кричали.

Первый этап

Были сформированы первые две группы по четыре макаки. Для них создали два типа суррогатной матери: одну проволочную и другую, которую покрыли тканью и встроили электролампу для тепла. Первой группе в клетку поместили кормящую проволочную «маму» (в то время, как мягкая была без бутылочки), а другой группе — наоборот. Вне зависимости от того, где находится источник пропитания, все обезьяны проводили больше времени на мягкой и тёплой конструкции.

Второй этап

Теперь Гарри Харлоу изменил концепцию. В разных группах было по одному суррогату. Обеих «мам-обезьян» снабдили бутылочкой молока для кормления. Детёныши одинаково питались и весили, но их поведение отличалось. У испытуемых первой группы (с проволочной конструкцией) наблюдался жидкий стул, что, по мнению Харлоу, свидетельствует о нервном напряжении. Они проводили время со своей «мамой» меньше, чем вторая группа. Также психолог заметил у них признаки аутизма: животные сидели на полу, сжимались, раскачивались взад-вперёд. Эти результаты уже давали основания полагать, что ребёнку требуется не только питание.

Третий этап

Следующим шагом было изучение влияния страха на макак. Создав подобие чудовища, которое издавало громкий шум и делало резкие движения, психолог проверял, как себя будут вести детёныши обезьян в стрессовых ситуациях и какова роль матери в вопросе утешения. Все подопытные с появлением опасности с криками и паникой бежали к мягкой «маме». Прикосновение к ткани успокаивало малышей, некоторые даже становились смелыми и впоследствии проявляли агрессию к «монстру»

Четвертый этап

Для измерения силы привязанности психолог сконструировал «злых матерей». Они были мягкие и тёплые, как прошлые. Однако на этот раз их нельзя было назвать заботливыми. Одна из них тряслась так интенсивно, что у малышей стучали зубы, вторая сильным потоком воздуха «скидывала» детёныша, третья выпускала шипы, а четвёртая имела встроенную металлическую пластину, которая отталкивала обезьяну. Даже после такого проявления насилия маленькие макаки возвращались к суррогатам и издавали умоляющие звуки, будто извиняясь.

Время изоляции

Харлоу пришёл к выводу, что изоляция в течение первых 90 дней жизни детёныша макаки не влияет на его дальнейшее развитие, однако более длительный период может привести к нарушениям в психике, которые уже невозможно исправить. То же касается и людей. Такой период равен шести месяцам человеческой жизни.

Результат

Как сказал сам Харлоу: «В нашем исследовании психопатологии мы стали как садисты, пытающиеся создать ненормальность». Лишая макак контакта со сверстниками и оставляя их только наедине с суррогатной матерью, исследователь наблюдал отклонения в поведении обезьян после взросления. Они уже не могли нормально взаимодействовать с другими приматами этого вида. Животные проявляли агрессию, особенно самки по отношению к самцам. Со своим потомством воспитанники Харлоу обращаться не умели. Большинство просто игнорировали своих детёнышей, но были случаи крайне жестокого обращения: они кусались, били и возили по полу своих малышей, убивали их. Вся работа является убедительным доказательством того, что для полноценного развития ребёнку от родителей нужно не только питание, но и тепло, тактильный контакт и общение.

Гарри Харлоу понимал, что нанёс непоправимый ущерб обезьянам, но никогда не жалел об экспериментах. Для него было важнее принести пользу людям. После опубликования его работы начались перемены в детских домах. К детям стали проявлять больше внимания, воспитатели начали их обнимать и качать, больше разговаривали. Произошли изменения и в производстве детских товаров. Стали пользоваться популярностью «кингуру», в которых теперь носили малышей.