Владимир Мищенко: «Пока мы поддержали лишь концепцию...»

Предстоящие изменения пенсионного законодательства, принятые Государственной думой РФ в первом чтении, сейчас тема самая горячая и самая обсуждаемая. Прежде всего речь, конечно же, о планируемом значительно более позднем выходе россиян на заслуженный отдых. Сегодня наш разговор об этом с первым заместителем председателя регионального законодательного собрания Владимиром Мищенко.

Климат не изменился...

- Владимир Владимирович, вы, как и другие члены фракции партии «Единая Россия», проголосовали за предложенный проект. Значит, вы согласны с предстоящими изменениями в пенсионном законодательстве...

- Не совсем так. До принятия Государственной думой указанного законопроекта в первом чтении нами поддержана именно концепция, проще говоря, мы согласились с тем, что необходимо вносить изменения в пенсионную систему, менять параметры назначения и выплат пенсий. А уже вопрос, как менять, - предмет второго чтения. Важно понять, что пока речь о конкретных изменениях не шла, только, повторюсь, о несовершенстве нынешней пенсионной системы. И уже на заседаниях профильного комитета областной думы и фракции «Единой России» было обращено внимание на ряд важных моментов. В частности, ко второму чтению мы будем предлагать поправки и настаивать на необходимости сохранения существующих государственных гарантий для лиц, проживающих и работающих в условиях Крайнего Севера. Речь, в частности, о праве выхода на пенсию для женщин в возрасте 50 и мужчин 55 лет, если они отработали не менее 15 календарных лет на Крайнем Севере или 20 - в приравненных к ним местностях. Климатические условия не изменились, и оснований для того, чтобы менять возраст выхода на заслуженный отдых для северян, нет.

- У многих сложилось впечатление, что проект закона был принят несколько спонтанно, второпях...

- Напомню, что речь идет не о принятии закона в окончательной редакции, а лишь о принятии его в первом чтении. Хронология событий следующая: 16 июня этого года проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» был внесен правительством РФ в Государственную думу. Совет высшего законодательного органа страны назначил ответственным за этот вопрос комитет по труду и социальной политике и делам ветеранов, а также принял решение направить проект в регионы, чтобы получить первые отклики с мест. 21 июня он поступил и в Мурманскую областную думу. Через неделю, 28 июня, было принято решение о поддержке концепции законопроекта. 19 июля 2018 года законопроект принят Госдумой в первом чтении. Сейчас мы работаем над конкретными предложениями ко второму чтению. Все поступающие от населения замечания изучаются и обобщаются комитетом по социальной политике облдумы. Параллельно все они напрямую пойдут в федеральный исполком «Единой России». А третий путь - через общественную приемную нашей партии в Мурманской области. На днях я встречался с представителями молодежной палаты при областной думе, а до этого побывал в Мончегорске, Оленегорске, на Терском берегу - в Умбе, ЗАТО Североморск и Александровск. Везде сразу же сталкиваюсь с резко отрицательным отношением к предстоящим переменам. И причина, на мой взгляд, прежде всего в том, что нет полной информации по этому вопросу. Ведь какая-то разъяснительная работа, в частности, по телевидению, началась только после того, как законопроект был уже внесен в Государственную думу. Население Мурманской области также не знает о роли региональных органов власти: областной думы, правительства области в решении этого вопроса.

Старой системе пора «на пенсию»

- Вы уже сказали, что намерены отстаивать права северян на досрочный выход на заслуженный отдых. А для других регионов страны возраст, как вы считаете, необходимо увеличивать...

- Я согласен с тем, что возраст в целом по стране надо увеличивать. Только для женщин он должен составлять 60 лет, а не 63, как предлагается. И над этим мы тоже будем работать. Пенсия сегодня, увы, перестала играть ту роль, которая ей изначально отводилась. Если обернуться назад, очевидно, что существующая в стране поныне распределительная система была впервые применена в 1860 году Отто Бисмарком, чтобы привлечь крестьян в производство. И свою роль она тогда сыграла, поскольку работающих было намного больше, чем пенсионеров. В начале ХХ века основные развитые страны столкнулись с проблемой, когда соотношение это изменилось в сторону роста числа пенсионеров. Западные специалисты подсчитали, что распределительная система оправдывает себя при соотношении 5 работающих на одного пенсионера.

В Советском Союзе в 20-е годы принималось решение о назначении пенсий отдельным категориям граждан, в частности, шахтерам, металлургам - тем, чья работа была связана с тяжелыми условиями, частым травматизмом и т. д. Исследования показали, когда человек становится нетрудоспособным. Тогда и был определен возраст выхода на пенсию, существующий и поныне: 60 и 55 лет. И только в 1956 году это правило было распространено на всех работающих, кроме колхозников, которые получили такое право лишь в 1964-м. В законе 56-го года было записано, что пенсия - ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника существования для лиц, достигших пенсионного возраста.

- Но сегодня даже «существовать», а не то, что жить, на эти средства многим непросто...

- Вот поэтому-то более половины россиян, вышедших на пенсию, и продолжают работать. И делают это, что называется, не от хорошей жизни. Исключения, конечно, бывают, но крайне редко. Основная масса продолжает трудиться по необходимости. Пенсия должна обеспечивать человеку на старости лет достойную жизнь. Для основной массы это не так. Словом, пенсия сегодня не отвечает своему назначению. Очевидно, что ситуацию надо менять.

- И повышение пенсионного возраста, тем более столь значительное, спасет положение?

- В России сейчас 31,7 процента населения, почти треть, - пенсионеры. И на каждого приходится менее двух трудоспособных. А если сделать поправку и учитывать лишь тех, кто выплачивает при этом социальный налог, ситуация еще печальнее - 1,2 «кормильца» на пенсионера. Подобная ситуация лишь еще в одном государстве - Японии. Только там иная и производительность труда, и эффективность экономики. А в перспективе число работающих будет лишь сокращаться на 0,4 миллиона ежегодно. Другие страны, столкнувшись с этой тенденцией, стали переходить на накопительную систему вместо распределительной. Наш опыт в этом вопросе, увы, провалился. И почему-то разъяснений до сих пор по сложившейся ситуации не последовало, за это ни с кого не спросили. А вот сама мысль об увеличении пенсионного возраста высказывалась еще в 90-е годы. И пока нигде в мире не придумали меры более действенной для наполнения пенсионного фонда. К тому же и срок жизни после назначения пенсий растет, пусть и незначительно. Правда, продолжительность жизни у нас в области чуть меньше, чем в целом по стране: 70,2 года, а не 72,4.

Дожить и остаться в живых

- В развитых странах возраст выхода на пенсию более поздний, но и продолжительность жизни тоже...

- Только в 68 лет получают право выхода на пенсию и мужчины, и женщины в Нидерландах, в 67 - в Норвегии, где продолжительность жизни составляет 82 года. В иных европейских государствах на заслуженный отдых уходят в основном с 65 лет. При этом важно учитывать и то, как долго человек живет на пенсию. К примеру, в той же Норвегии - 15 лет. А в России 16 лет мужчины и 26 женщины. Статистика, правда, бралась без отбора работающих и не работающих - только возраст учитывался. Не брали во внимание при изучении проблемы и тот факт, что у нас много льготников (в зарубежных странах подобные льготы не практикуются). Силовики, например. Стоит отметить, что около 5 миллиардов человек на земле вообще не знают пенсий: значительная часть жителей Китая и Индии, а также Ближнего Востока, стран Африки и Латинской Америки. А что касается размеров пенсий, то, к примеру, в Южной Корее - в среднем 200-300 долларов...Кстати,  Россия последней из стран СНГ подходит к вопросу повышения пенсионного возраста.

- Может, причина некоторой непродуманности наших попыток пенсионной реформы в том, что о пенсии россияне начинают думать накануне соответствующего возраста. В том числе и те, кто обязан по долгу службы заранее продумывать все ее детали...

- Возможно. Хотя сейчас и у нас молодежь более прагматична. Во время недавней поездки в Норвегию нам довелось слышать от довольно молодых пока людей, что даже  в этой стране с самым высоким в мире уровнем жизни вновь стали задумываться о повышении пенсионного возраста в связи с проблемой старения общества. Она, к слову, общая практически для всех стран. Напомним, что в Норвегии выходят на заслуженный отдых и мужчины, и женщины в 67 лет. Но уже сегодняшние молодые задумываются о будущем.

Ситуация и у нас меняется, сам убедился в этом в поездках по области. В свои 30 лет я когда-то точно не задумывался о пенсии. Сейчас же уже многих 30-летних волнует этот вопрос. Но почему-то все видят единственное в проекте закона -  только повышение пенсионного возраста. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что это не основное в законопроекте. Главное - поднять размер средних пенсий по стране и наполнить пенсионный фонд с тем, чтобы в перспективе все-таки перейти на накопительную систему, предусмотрев и возможность ее наследования. Как я уже говорил, распределительная пришла к нам из социализма. А сегодня, хотим мы этого или нет, мы живем в другой стране. Тем не менее молодежь, как и много лет назад, с первых дней трудового пути выплачивает 22 процента в Пенсионный фонд, и средства тут же расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А в развитых странах, где и отчисляется больше, чем у нас, - 33 процента - в основном человек вкладывает эти средства в свою будущую пенсию. При этом периодически получает полную информацию, сколько средств на его личном счету и какова будет его пенсия. Нам необходим переход к такой системе. Пусть через 20-30 лет, но уже сегодня надо ставить эти четкие задачи. Так что речь идет не просто о повышении возраста выхода на заслуженный отдых, надо менять всю систему. Это, естественно, не касается страховых пенсий - источника существования людей нетрудоспособных, например, инвалидов. Я глубоко убежден, что лучше обеспечить достойный уровень пенсий нетрудоспособным, чем размазывать средства тонким слоем «на бутерброд» тем, кто еще может, а главное, хочет работать. Важно к этому прийти. Повышение возраста - лишь один из путей. Над другими необходимо думать. Может, позже начинать изменения, прибавлять годы постепенно... Свою позицию по Северам мы однозначно будем отстаивать. При рассмотрении проекта во втором чтении, уверен, будут такие предложения и из других арктических регионов. Но то, что пенсии в нынешнем их виде реально не отвечают предъявляемым требованиям и недостойны для такого государства, очевидно. Необходимо, чтобы средний их размер был не ниже 40 процентов от среднего заработка. Это и одно из требований международной конвенции, которую российское правительство намерено подписать.

Увеличение возраста должно улучшить ситуацию для тех, кто сегодня объективно не в состоянии работать. А вот как вводить изменения, это тоже необходимо продумать. В частности, как гарантировать другие рабочие места для тех, кто в силу условий производства не может оставаться на прежнем рабочем месте после определенного возраста: горячий цех, шумное производство... Если точных расчетов и раскладов не будет, лично я ни при каких условиях не готов голосовать за...