НЕ ТРЕВОЖЬТЕ САТАНУ, ИЛИ ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВОРОТА В АД?

20.01.2018

На вопрос, как попасть в ад, большинство наверняка ответит: надо сотворить какое-нибудь злодейство и – вуаля! После смерти теплое – а вернее, горячее – местечко на сковороде у чертей будет поджидать вас с нетерпением.

Но как раз этот, незамысловатый в исполнении вариант, нас не интересует.  

Попадать в ад анизотропным путем (то есть безвозвратно) не тянет. Хочется всего лишь удовлетворить любопытство, заглянув за край: что там, после смерти? За пределами материального мира?

Шкатулка Лемаршана («Восставший из ада»), адские машины, открывающие порталы в преисподнюю («13 привидений», «Хеллбой»), специальные магические ритуалы («Девятые врата», «Константин»), позволяющие проникнуть в Пекло по собственному хотению или вызвать что-либо оттуда в наш материальный мир – все это современная мифология, воспитанная Голливудом. Наш мир давно пытается быть с Дьяволом на короткой ноге, и сам ад поставить в зависимость от воли и разума человека. Подобный антропоцентризм – результат распространения тех же гуманистических идей, которые привели к свержению Бога в сознании современного человека.

В древности было иначе. Мир мертвых понимался как данность, не зависимая от воли и желания человека, как закономерная часть всесильной природы. Без обязательной привязки к идее наказания за грехи.

Сто имен ада с древних времен

Даже напротив: в смерти видели и позитивный момент. Например, у индонезийцев существовала легенда о первой паре людей на земле. Мужчина и женщина, состарившись и одряхлев, забирались в норку и… сбросив тела, перерождались. В точности, как змеи меняют шкуру.

Археолог и знаток цивилизаций Владимир Яковлевич Петрухин, описывающий подобные мировоззрения у разных племен в любопытной книге «Загробный мир: Мифы разных народов», упоминает, что это - наиболее древнее представление о смерти и утраченном людьми бессмертии, из которого берет начало и библейская легенда о змее-искусителе.

Но что касается самого места обитания мертвых – временного, постоянного или вообще вечного – большинство народов Земли сходились на том, что ад – он же абаддона, аид, аментес, гадес, геенна, нарака, настраид, настранд, патала, пекло, подземное царство, преисподняя, тартар, тартарары, цава, царство плутона, царство теней, чистилище и эреб – расположен… Ну, где-то внизу.

Шумерский эпос описывает мир мертвых без особой конкретики, называя его «страной без возврата» и «нижним миром». Однажды его посетила богиня Инанна, желавшая воскресить мертвых. Даже будучи богиней, она с опаской является туда (собрав семь «тайных сил»), несмотря даже на то, что царствует там ее родная сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. В другом вавилонском мифе исключительно отважный герой Гильгамеш и его друг Энкиду путешествуют в «нижнем мире», разыскивая секрет бессмертия.

Дотошные греки, вполне конкретно размещающие своих богов на горе Олимп, с такой же уверенностью считали, что и вход в царство Аида находится у них где-то под боком. Как вариант - возле реки Ахерон.

 Она же – «река скорби». Начинается высоко в горах в греческой Феспротии, бежит по узкому обрывистому ущелью среди диких скал в равнину Эпира и затем исчезает в болотистом Ахерузийском озере, воды которого, порождающие вредные испарения и туманы, стекают в Элейскую гавань. Места исключительно мрачные, пугающие. Именно здесь, как повествуют мифы, привратник Харон перевозил тени умерших в мир мертвых; здесь, у входа, Геракл нашел чудовищного пса Кербера (Цербера).

В отличие от голливудских сценаристов, то и дело пытающихся взломать ад с помощью какой-либо хитрости, древние народы видели человека по отношению к аду существом сирым и убогим, слабым и подчиненным.

И хотя то и дело появлялись герои, способные бросить вызов Аиду и победить смерть, они, как правило, имели либо божественную природу, либо помощь богов, а чаще всего – и то, и другое.

В греческой мифологии Орфей, спустившийся в преисподнюю за своей возлюбленной Эвридикой, по преданию, был любимцем Аполлона и сыном музы и речного бога.

В любом случае, простым человеком он не был: обладая исключительным поэтическим и певческим даром, Орфей прошел какие-то тайные посвящения в Египте, стране магов, и сам сделался жрецом, основателем знаменитых Элевсинских мистерий. Тайна их тщательно скрывалась от непосвященных, но известно, что они были связаны с миром мертвых, с легендой о дочери Деметры Персефоне, которую похитил Аид.

В одной из легенд о Геракле рассказано, что ему предложили пройти посвящение в Элевсине, но он ответил, что уже испытан и видел в огне преисподней Кору – Персефону. А в другой легенде о Геракле сказано, что он (незаконнорожденный сын Зевса) вывел из мрака Аида жену своего друга, Адмета. Это кроткая и любящая женщина отдала жизнь в обмен на жизнь супруга, и Геракл посчитал, что такое благородство заслуживает подвига и награды.

Итак, второй греческий вариант размещения входа в ад: в Элевсине. Там тоже местность гористая.

Любопытно, что название Ахерон впоследствии перебралось и в христианскую мифологическую топологию, а оттуда - в «Божественную комедию» Данте, где образ этой реки получил дальнейшую детализацию.

Топография ада

Согласно Данте, река Ахерон опоясывает Ад по диаметру самого большого, первого круга; ручьи, вытекающие из реки, к пятому кругу делаются багрово-чёрными и впадают в Стигийское болото, где терпят наказание гневливые. Ниже Ахерон становится Флегетоном (означает «жгучий») - рекой кипящей крови, где мучаются совершившие насилие. Истекая далее кровавым ручьем, Флегетон пересекает лес самоубийц и пустыню, где идет постоянный огненный дождь. И уже в самом конце водопад крови низвергается в центр земли, и на дне бездны застывает ледяным озером (его название – Коцит). Впечатляющая картина, не правда ли? 

В эпоху Возрождения картографирование Ада стало модным занятием: многие художники отдали дань этому увлечению, в том числе и Ботичелли.

Но такая обстоятельность характерна не только для христиан.

Задолго до них преисподнюю (царство бога Ямы) ничуть не менее подробно изучили в Индии.

«Ниже земли располагаются семь ярусов преисподней – патала, где обитают демонические существа дайтьи, данавы, наги и др. Ниже паталы располагается нарака – ад или совокупность адов… нарака состоит из семи (или 21, 28, 50) кругов. На верхней границе нараки находится столица царства Ямы – Ямапура, где определяется участь умершего». (В.Я. Петрухин в своей книге ссылается на индийские источники «Атхарваведу» и «Законы Ману»).

В индийском аду все устроено весьма похоже на христианский ад: там тоже есть круги - зоны наказаний за определенные прегрешения. В первом кругу (пут) мучают бездетных, во втором (авичи) – томятся души, ожидающие нового воплощения (новое рождение у индусов – тоже наказание); в третьем (самхате) и четвертом (тамисре) наказывают за незначительные проступки, а последние три круга, где царит вечная тьма, предназначены для злостных неплатетельщиков али… преступников. Мучения соответствующие: в пятом круге грешников кусают змеи, ядовитые насекомые, терзают дикие звери и клюют птицы (физически воплощая идею угрызения совести). В шестом круге находится исток подземной реки Вайтарани, воды которой полны крови и нечистот. Купаться там – сущая мука. В самом низу - седьмой круг (какола, или собственно нарака) - пылающая пропасть, в которой «горят и не могут сгореть до конца преступники; демоны раздирают их на части раскаленными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. д.».

Причем пытки особенно мучительны оттого, что чувства грешников предельно обострены. Срок отбывания наказания у всех разный: страдальцы из верхних кругов имеют право все-таки выйти на свободу с чистой совестью, родившись по новой в мире людей. Но тем, кто угодил в седьмой круг, маяться предстоит практически вечно – до конца кальпы, периода существования вселенной.

А вот где вход в этот мрачный индийский мир смерти - информации нет.

Дом без дверей, полна горница чертей

Чтобы отыскать вход, вернемся к христианской традиции, где сведения об аде наиболее подробны.

Библейский словарь Нельсона утверждает: «Согласно ветхозаветным понятиям, место пребывания мертвых, шеол, рассматривалось как подземное пространство».

В Библии часто упоминается бездна.

«И разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество: и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. Числа 16:32, 33»

«А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли. Псалом 62:10»

«… и земля извергнет мертвецов. Исайи 26:19»

В христианских апокрифах первый человек Адам изображался великаном. Считается, что ангелы перенесли тело умершего праотца в центр мира – Иерусалим, где череп его сделался горой Голгофой, внутри которой – пещера. И там положили снятого с креста Иисуса. Таким образом, вход в Храм Гроба Господня ведет через «горло» черепа Адама. Прежде, чем воскреснуть и вознестись на небо, Христос спускался в ад, дабы подать надежду грешникам из числа языческих народов, кто угодил туда еще до его воплощения.

Получается, что вход в ад находится на Голгофе. Это сакральное место, с которого и открывается путь на тот свет. Таковы представления, отраженные в том числе и в средневековой русской традиции: православные надгробия на Руси часто оформляли в виде плиты с тремя ступенями, символизирующими трехступенчатую Голгофу.

А каковы наиболее распространенные описания ада в христианской мифологии? Темная бездна, куда не проникает луч света. Раскаленное адское пекло, где черти варят грешников в огромных котлах и поджаривают на огне. Озеро жидкого огня, пышущее ядовитой серой.

Невероятные, завораживающие картины – такие фантастические и одновременно… такие знакомые.

Ведь на Земле полным-полно мест, поражающе с ними сходных.

Долина гейзеров (она же Долина смерти) на Камчатке, где из-под земли бьют горячие источники кислой воды, тут и там разбросаны грязевые вулканы, а неподалеку расположены огнедышащие горы, то и дело извергающиеся горящей лавой… Животные и птицы, а то и неосторожные люди, часто гибнут, забредая туда.

Или пещера Дарваз в Туркменистане, заслужившая у местных жителей название «Дверь в преисподнюю». Только вообразите: посреди пустыни Каракум находится пылающий кратер диаметром 60 м и глубиной 20 м. Внутри него накапливается подземный газ. Время от времени он выстреливает вверх горящими языками пламени и высота некоторых из них достигает порядка 15-20 м. Зловещее местечко!

Нечто похожее имеется и в турецком Кемере: гора Химера (она же – Янарташ) неподалеку от Чиралли, где земля постоянно горяча, прямо из-под ног вырываются языки пламени.

Вообще, если уж искать преддверие ада на земле, то, по идее, любой действующий вулкан вполне годится, чтобы быть входом в преисподнюю.

Примерно так рассудил и пастор Чак Смит, написавший в 93 году книгу «Куда идет весь мир». В ней он утверждал, что:

А) ад действительно существует;

Б) находится он в центре Земли.

«Бездна – это, по сути, шахта. Где-то на поверхности Земли находится шахта. Вход в эту шахту ведет вниз, в самое сердце Земли, где существует преисподняя», - пишет Чак Смит.

Думается, протестантский падре на момент создания своей книги прекрасно знал – ГДЕ находится упомянутая шахта. Скорее всего, на откровения его вдохновил случай, сделавшийся благодаря СМИ известным всему миру.

Когда вход в ад, наконец, обнаружили.

В конце века об этом сообщила миру небольшая районная газета в России. Где никто не обратил особого внимания на эту новость – в отечестве как раз подходила к концу перестроечная эпоха и начинались бандитские 90-е: что ни день, то сенсации, да такие, что закачаешься!

Однако сообщение перепечатало у себя финское издание. И уже тогда оно побежало по свету, тревожа умы и сердца религиозных и не слишком представителей человеческой расы.

И разверзся ад… Или не ад?

А суть в следующем: в советской Мурманской области, в 10 км от города Заполярного, на территории Балтийского щита, с 1970 года существовал секретный объект.

На создание его были выделены впечатляющие государственные ресурсы, брошены лучшие умы и руки ученых, инженеров и техников.

Назывался объект «Кольская сверхглубокая скважина». Это была единственная в мире шахта, на которой бурение предприняли не в практических, горно- или нефте-добывающих целях, а исключительно ради науки.

Финансировали и снабжали этот проект почти так же богато, как космические исследования.

И это справедливо. По степени неизученности подземные пространства весьма сходны с космосом.

На Кольской сверхглубокой скважине трудились 16 научных лабораторий, каждая размером с небольшой завод. Курировал все хозяйство лично министр геологии СССР.

Основной вдохновитель и руководитель работ на Кольской скважине Давид Губерман утверждал, что каждый пробуренный метр на их шахте давал больше полезного опыта и открытий, чем иные научные институты за годы работ. И это признавали специалисты во всем мире. Дело в том, что сверхглубокое бурение – технически вещь исключительно сложная (вполне сопоставимая с космосом, если не сложнее). На всей планете подобные предприятия удавались мало кому: фантастическим образом все они терпели неудачу на отметке ниже 3 километров под землей.

Почему-то именно на этом подземной уровне с бурами начинали происходить неприятности: то они попадали вдруг в сверхгорячие области, то просто обрывались, как будто их откусывал на глубине какой-то выходец из преисподней.

Глубже 3 километров под землю сумели пробраться только 5 скважин на всей планете. И 4 из них были советские.

Исключительность же Кольской сверхглубокой в том, что на ней бурильщики смогли преодолеть отметку в 7 километров ниже поверхности планеты.

Работы на скважине начались 24 мая 1970 года (в год 100-летия В.И.Ленина), а уже 6 июня 1979 года скважина побила рекорд в 9583 метра, ранее принадлежавший нефтяной скважине Берта Роджерс (США, Оклахома). В 1983 году буры опустились на отметку 12 066 метров и были остановлены: в СССР готовились к Международному геологическому конгрессу, который должен был проходить в 1984 году в Москве. Над шахтой впервые приподняли завесу секретности и продемонстрировали иностранным ученым, вызвав их удивление и бурю восторга.

27 сентября 1984 года бурение было продолжено, но случилась авария — оборвалась буровая колонна. Бурение возобновили с глубины 7000 м — и к 1990 году по новому шахтному стволу достигли глубины 12 262 метров. Тогда колонна снова оборвалась, и бурение было завершено: именно с последней цифрой Кольская сверхглубокая вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати говоря, нынешний рекорд по сверхглубокому бурению снова принадлежит России – он зафиксирован на Сахалине.

Но что же произошло на Кольской шахте в 1990 году?

Этот вопрос задавали Давиду Губерману на всех международных конференциях, посвященных научному бурению. Но четкого ответа никто не получил до сих пор. Его просто нет.

Желтая пресса писала: «Работы на шахте были прерваны после того, как из-под земли послышалось дикое скрежетание, а также вопли и крики боли, вызывающие в памяти описания адских мук. А потом из ствола шахты на глазах изумленных ученых вырвалось неведомое чудовище. Покружило и улетело в неизвестном направлении. На шахте же произошел взрыв».

Давид Губерман постоянно развенчивал слухи о демоническом чудовище – дескать, это выдумка журналистов. Но вот что касается криков, воплей и завываний… Этого не отрицает никто из работавших на шахте. И непонятная авария со взрывом тоже была.

Однако, даже если лично вы вовсе не суеверны и не склонны доверять древним религиям – для людей с научным складом ума в результатах работ Кольской сверхглубокой скважины отыщется немало изрядной чертовщины.

Начиная с того, что школьная теория о строении Земли, состоящей якобы из коры, мантии и ядра – все, наверное, помнят картинки в учебниках географии, напоминающие слоеный пирог? – не подтвердилась.

Ученые были уверены, что слой гранитов встретится бурильщикам на глубине 50 метров, продолжится до 3 километров, а ниже пойдут сверхтвердые базальты. Мантию рассчитывали отыскать на глубине 15-18 километров. Как выяснилось, ничто из этого не соответствует действительности. Внизу оказалось значительно теплее, чем предполагалось до сих пор; породы не тверже, а напротив, мягче. Источником тепла служит, в основном, радиация. А происхождение нефти и угля из органических остатков, как считалось ранее, подверглось сомнению: нефтеносные слои были найдены на таких глубинах, куда никак не могли проникнуть осадочные породы. (Косвенно это говорит о том, что теория исчерпанных ресурсов планеты – неверна.)

Кроме того, нижние слои Земли, как выяснили на Кольской, исключительно богаты золотом – вопрос только в том, как добыть его с такой глубины.

И вот совершенно неожиданный факт: керн (добытая из шахты порода) на Кольском полуострове практически на 100% совпал по составу с лунным грунтом, добытым благодаря советской космической программе. Значит, если Луна когда-то оторвалась от Земли, то, по всей видимости, как раз от Кольского полуострова (О, ты, русская земля! Уже и в космосе еси…)

И последнее интересное наблюдение: акустические исследования показали, что внизу, под землей, очень хорошо слышно все, что происходит на поверхности.

Так что если где-то там, под землей, все-таки находится истинный ад… Возможно, грешники в нем больше всего мучаются от невозможности предупредить нас, ныне живущих, о последствиях неблаговидного поведения. Кто знает и чем черт не шутит?

Возможно, советские ученые, установившие факт, что в космосе не сидит седобородый дедушка-Бог, сумели бы, в конце концов, и самого Дьявола разъяснить…

Но, к сожалению, в 1995 году финансирование бурильных работ было остановлено, а в 2007 шахту законсервировали окончательно: в профильном министерстве не нашлось денег на содержание 20 научных сотрудников последней лаборатории. Чиновники посчитали расход лишним, неэффективным в деле добычи полезных ископаемых.

Так что, судя по всему, Сатану теперь никто не побеспокоит. Он продолжит безудержно править бал и у себя под землей, и на поверхности.