Чтение для практики: искусство вовлекать, объяснять и побуждать

Проблема накопительства в том, что вы живете за счет своих запасов. Приходит момент, когда вы выдыхаетесь. Если же вы раздаете все, что у вас есть, вы остаетесь ни с чем. Это мотивирует вас на то, чтобы смотреть, следить за происходящим, снова пополнять свои запасы... Удивительно, но чем больше мы отдаем, тем больше возвращается обратно.
- Пол Арден, писатель

Вовлекать, объяснять и побуждать - области, которые лежат в основе моих проектов. Когда-то у меня было понимание, что наиболее дискомфортно мне работается именно в этих зонах. Однако постепенно именно эти области стали зонами роста для меня, и источником конкурентного преимущества моих проектов

Запуская проект о чтении для практической пользы более 5 лет назад, даже не планировал, что менее чем через год начну выходить за рамки обзоров и заметок о прочитанном в книгах, на которые проект был нацелен с самого начала.

С самых первых заметок сместил акцент с описания книги на рассказ истории о применении прочитанного и "упаковкой" структуры книги в summap (позднее появились и другие инструменты активного чтения), мне удалось представить книгу с разных сторон в рамках одной заметки. Подход нашел отклик у читателей, однако все имеет оборотную сторону. Инструменты были интересны читателям, который УЖЕ прочитали книгу. Однако, далеко не всегда были полезны, а иногда вовсе путали тех читателей, которые с книгой только знакомились.

Тогда я стал экспериментировать с форматами заметок, показывая книгу с разных сторон - помещал ее в разный контекст, делал инструменты не привязанными к книге, выстраивал тематические последовательности цитат, экспериментировал с видеорядом или слайдами... И все это дало результат, однако я продолжал искать пути, которые бы делали процесс использования инструментов в процессе чтения интересным для читателя.

Решение пришло неожиданно и лежало в плоскости ...проведения мероприятий. Первые мероприятия складывались стихийно, однако постепенно сложилась регулярная история в формате семинара-практикума "Чтение для практики" и его саттелитов.

Стараюсь делать каждое из направлений моего проекта о чтении для практики интересным и побуждающим к действию читателей и участников. И в этом мне помогают полезные книги и метод чтения для практической пользы

_____________________

"Искусство объяснять" - книга о том как быть понятным. В самом начале подробно разбирается то, что НЕ является объяснением (описание, определение, инструкция, ...) и вводится определение

Объяснение - это такое описание фактов, которое делает их понятными. Цель объяснения заключается в улучшении понимания

Причины неудачных объяснений, автор тесно связывает с уверенностью в себе:

-нашими предположениями об уровне владения материалом участников

-проклятием знания, когда мы знаем слишком много о предмете и нам трудно представить что его можно не знать

-оборотная сторона знания - непонимание

-нашим желанием казаться умными

-прямой подход - без контекста (пожалуй, самая частая причина неудач)

Решение проблемы одновременно и просто и сложно - суть в планировании объяснений, с помощью модели “шкала объяснений”. Модель представляет собой горизонтальную линию с последовательностью букв от A до Z, где левая часть шкалы отображает меньший уровень понимания, а правая - больший. Планируя объяснение, мы исходим из того что понимание аудитории соответствует той или иной точке шкалы. А затем последовательно проводим свою аудиторию от точки к точке, повышая уровень понимания.

Фишка в том, что задаваясь предположением о том или ином положении нашей аудитории на шкале объяснений, мы по-разному упаковываем нашу идею. Понятно, что существует большое количество идей и аудиторий. Потому существует большое количество способов упаковки идей. Однако, все они включают следующие элементы:

01 Соглашение, которое укрепляет доверие с первого предложения - создаем общую картину, которая знакома большинству людей

02 Контекст - перемещает пункты, по которым мы достигли согласия, в определенные условия

03 История - общие идеи могу преподноситься в виде рассказа, персонаж которого меняет свою точку зрения и вместе с ней трансформируются эмоции

04 Связи - часто сопровождаются историями, представляют собой аналогии или метафоры, связывающие новые идеи с тем, что людям уже известно

Первые четыре элемента, относятся к объяснениям лежащим в левой половине кривой объяснений и служат для объяснения новой идеи (отвечают на вопрос ЗАЧЕМ). Однако, если аудитория расположена ближе к правой части кривой, и ответ на вопрос ЗАЧЕМ для них понятен, то существует еще один элементов, которые предназначены для ответа на вопрос КАК:

05 Описание. Они прямо отвечают на вопрос КАК, однако затрагивают и понимание того ЗАЧЕМ это нужно делать

Кроме этих конкретных элементов, есть еще пара идей, которые подходят к объяснениям всех типов. Речь об умении упрощать и задавать направление объяснения с помощью ограничений

Ну а далее в книге подробно расписывается процесс создания объяснений и их представление аудитории.

Как сказано в названии, объяснение  — это  действительно  искусство.  Хотя у  него  есть  свои  специфические  инструменты, мы способны создать собственное, отличное от других, но тем не менее эффективное  объяснение,  и  в  этом  вся  прелесть.  Объяснение  —  это  не  набор  конкретных правил. Его результативность зависит от точки зрения и намерений говорящего. При взгляде на проблему сквозь призму объяснения мы можем столкнуться с трудностями, которых не замечали раньше

________________________

"От слайдов к историям" - великолепная инструкция по визуальной коммуникации с целью объяснения, убеждения и побуждения. Вся суть книги сокрыта в карте визуальной истории. И каждая глава книги, подробно раскрывает тот или иной элемент этой карты.

Что представляет собой визуальная история? Визуальная история может быть наброском, сделанным от руки, или же подробным рисунком, объединенным с ментальной картой, а порой и высококачественной инфографикой. Основное ее отличие от других историй в том, что она создается с целью убедить кого-то действовать или сделать какие-то изменения.

_____________________

"Искусство обучать" с первых страниц задает структуру действий для того, кто хочет сделать процесс обучения интересным и направленным на достижение результата. Для удобства, я разделил книгу на главы и свел их на интерактивную доску. И теперь, когда мне необходимо проработать тот или иной вопрос, я просто обращаюсь к той или иной главе

Потому не буду сейчас подробно останавливать на содержании (однако если желаете его подробно изучить, то вот ссылка), а просто поделюсь мыслями, что фиксировал в конспекте по ходу прочтения:

  • Стили обучения пока еще больше гипотезы, чем факты. Однако, важно учитывать множественный интеллект, а также увязывать тематику материала и формат его донесения
  • Важно учитывать уровень подготовки слушателей и контекст ситуации. Мои слушатели - это не я
  • В самом начале процесса обучения важно определиться с решаемой задачей и определить пробелы: пробелы в знаниях? пробелы в навыках? недостаточно мотивации? ошибки коммуникации?
  • Нужно не просто доносить информацию, а еще и помогать организовывать структуру знания (и важно, особенно для новичков, расписать процесс движения к цели)
  • При разработке программы обучения отталкиваться от правильно сформулированной проблемы (а цель появиться чуть позже)
  • Необходимо определить длину пути и скорость изменений (это два взаимосвязанных фактора обучения). От того, каким навыкам (быстрым или медленным) необходимо обучить, зависит выбор стратегии и инструментов

Желание приберечь для себя то, что вы узнали не только постыдно, но и разрушительно. Вы теряете все, чем не делитесь свободно и щедро. Со временем вы заглянете внутрь - и увидете лишь горстку пепла.
- Энни Диллард, писатель

______________________________________

другие заметки рубрики "Чтение для практики"

заметка, "Подмечайте, пишите и рисуйте"

заметка, "Расширенное содержание книги и визуальная структура взаимосвязей"

заметка, "Книга как набор инструментов"

нарратив, "Как читать, чтобы формировать знания, вырабатывать знания и достигать результата"

продолжение следует

_____________________________________

Нашли материал интересным и желаете видеть в вашей ленте больше заметок о чтении и применении прочитанного на практике? Тогда поддержите автора этой заметки нажав "палец вверх" и подпишитесь на канал.
Большое спасибо

______________________________________

Вдумчивого чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев, "Чтение для практики"

страница проекта в FB

страница проекта в VK

блог "Чтение и практика"