Отечественные фильмы про кораблекрушения.

10.03.2018

Отечественные фильмы про кораблекрушения.

В советском кино жанр "фильм - катастрофа" в принципе не самый популярный жанр из-за положения, что советская техника - самая надежная, да и о причине дороговизны этого жанра. А жанр "кораблекрушение на море" и вовсе редкий жанр. Но были фильмы, снятые в этом жанре, вспомним их. Правда, в большинстве фильмов катастрофа - все же не главная составляющая самого фильма, а лишь побочное условие для развитие основного сюжета.

В мировом кинематографе жанр тоже не самый частый. Да, есть "Титаник", есть "Посейдон", да Кин - Конг немного пошалил в трюме корабля. А что еще вспоминается?

1 "Посейдон" спешит на помощь.

Ничем не примечательная картина из серии "наши советские моряки" лучшие в мире. Но все же, это очень мастеровитое кино, заставляющее зрителя переживать за героев картины. Крепкий образчик жанра.

2 "Путь к причалу".

Режиссер этого фильма Георгий Данелия - живой классик советского, российского и мирового кино. Все привыкли называть этого режиссера комедиографом, хотя он называет себя режиссером юмористических фильмов. А этот фильм и вообще относится к жанру приключенческой драмы, где драмы больше, чем приключений. Но и то, и другое выглядит очень достоверно. Бушующее море снято так, что поражаешься, как можно было снять такое море, когда не было никаких компьютерных спецэффектов. Фильм приковывает к себе внимание от первого до последнего кадра. Начинается картина как история приключений юноши, который попал на корабль. Первая часть наполнена тонким юмором. Но уже в середине картины начинает проглядывать серьезная драма. Да и в первой части фильма она уже проглядывала. Отец юноши погиб в 1944 году, а сам он родился в 1945 году, то есть, он классическая безотцовщина. Уже в этой части просматривается таинственная фигура боцмана, которая в дальнейшем становиться главной и трагической фигурой фильма. Его личная драма вырастает до размера трагедии, и эта личная трагедия накладывается на внешние трагические обстоятельства, когда приходится отдавать самоубийственный приказ, и по сути, хоронить своих людей. Потому что они спасатели, и порой должны гибнуть во имя жизни других людей. Заканчивается картина впрочем счастливым концом. Все живы, и боцман еще сможет увидеть своего сына. Он преодолел свой путь до причала. И там его ждет другая жизнь. Как другая жизнь будет у всех других героев. Сценарий к картине написал Виктор Конецкий - большой знаток морского дела. И очень тонкий описатель быта моряков, где опасность всегда следует рядом с большим трудом, но верный товарищ и хорошая шутка всегда поддержат в трудный момент. Музыка Андрея Петрова стала классической. А песню про друга поем мы все, и стихи к ней написал Георгий Поженян, который был военным десантником в годы войны, и хорошо знал цену мужской дружбе. Одна из лучших ролей Бориса Андреева. Его боцман Россомаха вырастает до фигуры эпического масштаба. Фильм, который нужно смотреть всем. И его обязательно потом захочется пересмотреть. Это фильм на все времена. Спасибо великому режиссеру за незабываемое впечатление, которое дарит его кинематограф.

3 "Две версии одного столкновения".

Фильм начинается с сцены кораблекрушения. Не смотря на бюджетность фильма, сцена снята хорошо. В остальном, обычный детектив от Одесской киностудии, коих в те годы было снято много. Правда, актерский состав классный.

4 "На исходе ночи".

Здесь опять же, все начинается с кораблекрушения немецкого пассажирского лайнера, которое произошло 22 июня 1941 года. Далее идет мелодрама с потерей памяти. Но снято кино Родионом Нахапетовым с великолепным актерским составом. Ныне картина фактически забыта. В программе центральных каналов я не видел ее давненько.

5 "День ангела".

А вот это уже фильм о кораблекрушение в полной мере. События рассказа Бориса Житкова перенесены сценаристом Станиславом Говорухиным на русский пассажирский корабль. Он же был режиссером картины. И доказал, что можно снять фильм -катастрофу при помощи совершено небольшого бюджета. Правда, он использовал для этого чисто хичкоковские приемы. В трюме горит хлопок, а корабль вдалеке от океанский путей, и на корабль проник таинственный революционер. Опять же, отличный актерский состав заставляет смотреть эту картину не отрываясь, благо и хронометраж не такой уж большой. Абсолютно зрительское кино.