Почему электромобили до сих пор такие дорогие?

Будут ли россияне массово разъезжать на электромобилях в обозримом будущем, почему эти машины до сих пор такие дорогие и почему их трудно утилизировать? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.

Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», заместитель председателя Комитета по предпринимательству в автомобильной ТПП РФ сфере:

– Электромобили дороги, потому что они выпускаются в малых количествах, это первое. Очень дорогие батареи, вернее, ингредиенты, из которых они собираются. Это одна из основных причин.

Я в автомобильной промышленности работаю больше 50 лет. Нам в России, конечно, нужно бы заниматься электромобилями, беспилотниками, неплохо бы заняться гибридным двигателем – это должен быть и бензиновый, и электродвигатель одновременно. И у нас в свое время разработки электромобилей на ВАЗе были самые лучшие, даже лучше зарубежных проектов. Но мы потеряли всю автопромышленность, не только электромобили.

Какой-то период времени мы думали, что мы все купим – это был самый первый девиз Чубайса. У нас есть нефть, газ, а значит, машины нам не нужны, самолеты нам не нужны – мы все купим. Второй посыл был уже в 2005-х годах: давайте иностранцы сюда придут и все за нас сделают. Volkswagen придет, сделает машины. Renault придет, сделает машины.

В итоге у нас сегодня отечественных предприятий автомобильных почти не осталось, особенно в легковом автомобилестроении. ВАЗом на 75% владеет Renault-Nissan. ТагАЗ вообще сейчас умер, нет этого завода. А Горьковский не выпускает легковые автомобили, он выпускает ГАЗели, микроавтомобили. Что мы сейчас здесь можем делать? Разработаем и будем выпускать электромобили? У всех есть своя программа. У Volkswagen есть своя программа на 25 лет, и мы на нее не повлияем. У Renault есть своя программа, у Nissan – своя программа.

В России сейчас нет своей автомобильной промышленности. Мы говорим, что это российские предприятия, но это не так. Если санкции расширят и европейским автоконцернам скажут, что не должно быть совместных предприятий, они уйдут от нас. И с чем мы останемся? Нам надо сейчас изменить идеологию, надо уходить от того, что за нас кто-то что-то сделает.

Я думаю, что для России электромобили – это перспектива, может быть, 30-40 лет. Volkswagen говорит о том, что они в Германии только через 20 лет будут заниматься этим серьезно. Кроме того, для нас проблема заправочные станции для электромобилей. Мы не Европа, где очень много частных домов, в которых человек может самостоятельно подзарядить свой двигатель. В России в доме, где 20 этажей, с зарядкой автомобилей проблема будет большая. В Москве сейчас можно где-то зарядить электромобиль, но если выедешь за пределы столицы – фактически нет ни одной зарядной станции.

Экологичность электромобиля – вопрос сложный. С точки зрения выбросов он, конечно, чище, но с точки зрения утилизации – намного сложнее, чем бензиновой машины. Там же есть аккумуляторная батарея.

Считается, что это транспорт будущего. На сегодняшний день расчеты говорят: если сейчас всех перевести на электромобиль, то у нас просто электроэнергии не хватит. Я считаю, что это одно из перспективных направлений, но для России это не главное сейчас. У нас экономики в России нет. Начать хотя бы молотки свои делать, а то у нас все китайские.

Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт и автообозреватель на ВЕСТИ FM:

– Современная батарея для электромобиля делается с применением редкоземельных металлов, и это как-то очень дорого. Нынешняя батарея составляет чуть ли не 70% стоимости автомобиля, и чтобы снизить эту цену, некоторые фирмы, допустим, французские, продают только автомобиль, а батарея – собственность фирмы, и когда она заканчивает свою жизнь через несколько лет, вам ее меняют на другую. В любом случае электромобиль дешевле своего аналога бензинового или дизельного, кроме стоимости батареи.

Электромобили никто бы не покупал, если бы в целом ряде стране не действовали государственные программы, поощряющие покупку такого автомобиля. Государство компенсирует во многих странах и 10%, и 30%, и даже 50% цены. Иначе их бы не покупали в принципе.

Развивать сектор надо, потому что весь мир пошел по этому пути сейчас. Но я сильно сомневаюсь в каких-то серьезных мерах, которые будут предприняты в этом направлении в России. Во-первых, они вряд ли будут существенными в денежном выражении. Во-вторых, знаете, Россия – это страна с большими расстояниями и достаточно суровым климатом. Если анонсируется, что у того или иного автомобиля пробег на одной зарядке составляет 300, 400, 500 километров, то в условиях российских городов с суровой зимой и с пробками это может составлять и 10, и 20, и 30 километров. На морозе батарея расходуется очень быстро. Соответственно, если написано, что пробег 200 километров, в моей реальной истории (я пробовал ездить на электромобиле зимой) было написано 200 км, а хватало пробега примерно на 7 км.

Есть еще большой вопрос с утилизацией. Сегодня не существует в мире ни одной программы по утилизации батарей. Вообще нет понимания, что с ними делать дальше. Например, Nissan, как фирма старейшая и самая крупная по продаже электромобилей, придумала программу, когда после 7-8 лет службы аккумуляторную батарею просто себе забирают и бесплатно раздают неким людям, у которых есть частные дома, и эти батареи служат резервным источником питания. Никаких систем утилизации на сегодняшний день, к сожалению, не существует.

Но главная проблема в России – это расстояния и погода, потому что в условиях зимы этот автомобиль не живет. Сеть заправочных станций создать очень сложно. Во всяком случае, на сегодняшний день в России порядка полутора тысяч электромобилей. По большей части они сосредоточены в Приморском крае (это машины, бывшие в употреблении), в Москве и Санкт-Петербурге. Условно говоря, они могут иметь некую перспективу эксплуатации в городах, а вот за пределами городов перспектив вообще никаких нет. И не будет в ближайшее время.

Стимулирование сектора электромобильного транспорта пока проводится только на уровне декларации. Хотя если взять наших производителей, то заниматься электромобилями на условиях предоставления субсидий от государства готовы все. Да, и ГАЗ, и КамАЗ, и АвтоВАЗ как часть концерна Renault-Nissan. Все готовы, но другое дело, что спроса на электромобили нет и не будет в ближайшее время.