Античность и счастье

11.03.2018

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

(с) Демокрит

Что ж, рассмотрим, как такое понятие, как "счастье", трактовали в Древности.

В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Аристотель с «Никомаховой этикой» на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Аристотель с «Никомаховой этикой» на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Сразу краткая справка для тех, кто в принципе знает, кто такой Аристотель, но не сможет сказать о нем ничего конкретного)

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.
«Никомахова этика» — одно из трёх этических сочинений Аристотеля. Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья. Значительное место трактата посвящено дружбе .

Демокрит же считал целью жизни пребывание в благостном, «хорошем расположении духа — эвтюмии» (греч. ευθυμία — хорошее настроение, довольство, радость). Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии». Как напишет потом Дейл Карнеги (американский психолог, писатель): «Счастье не зависит от каких-то внешних условий, оно обусловлено нашим психологическим настроем».

Годвард Джон «Приятное безделье»
Годвард Джон «Приятное безделье»

Сразу расширим свой кругозор:

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из основателей:
- атомистики (теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц – атомов);
- материалистической философии – в соответствии с ней материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) – вторичным (результатом, следствием).
Эвтю́мия (греч. «хорошее настроение, довольство, радость») — центральное понятие этики Демокрита, идеальное душевное состояние человека — невозмутимость, эмоциональное спокойствие, постоянство. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни, идеал спокойствия, постоянства и психического здоровья.

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Годвард Джон «Девушка в желтом платье»
Годвард Джон «Девушка в желтом платье»

Высказывание Демокрита затрагивает экономический «вопрос» человеческого существования. По сути, философ затронул эту «вечную тему» с позиции экономической сферы жизни общества, рассматривая и оценивая человеческое состояние со стороны его материального благополучия.

Демокрит чётко говорит, что понятие «счастье» никак не зависит от материального благосостояния и размера частной собственности индивида, разграничивая такие понятия, как «материальное» и «духовное».

Годвард Джон «В венке из фиалок и шафрановой одежде», 1902
Годвард Джон «В венке из фиалок и шафрановой одежде», 1902

Немного по-другому сформулирует его идею бразильский писатель и поэт Пауло Коэльо: «Счастье — довольствоваться тем, что у тебя уже есть».

Впоследствии традицию Демокрита продолжит знаменитый французский философ-просветитель XVIII века Дени Дидро.

Читайте 1 часть "Саги о счастье"

Вместе узнаем этимологию "счастья"

И подписывайтесь на канал в начале страницы!