Счастье в понимании философов 18 века

11.03.2018

Продолжаем исследовать тему "счастья" у великих.

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» – напишет Дидро в своём творении «Принципы нравственной философии». Философ-просветитель смотрит на тему счастья через призму взаимоотношений «я» и «другие» («общество»), что является аспектом социальной сферы жизни общества. А в отношениях между людьми немаловажную роль играют нравственные, этические качества каждого человека, степень их социализации. То есть духовная и социальная части индивидуальности.

Ван Лоо «Дени Дидро», 1767
Ван Лоо «Дени Дидро», 1767

Сжато о Дени́ Дидро́ (18 век) для тех, кто готов вспомнить — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц.
Дени Дидро посвятил свою жизнь служению справедливости. Он является самым ярким выразителем революционной идеологии третьего сословия во Франции XVIII века. Он, в буквальном смысле, повлиял на все области знаний.

Какую роль в достижении счастья играют эти моральные качества индивида — центральная проблема этики. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели в истории этики прослеживаются две крайние позиции:

 Годвард Джон «Полуденный отдых»
Годвард Джон «Полуденный отдых»

1. согласно первой, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья, отождествляемого в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, другими прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм);

2. сторонники другой точки зрения считают, что добродетель и есть подлинное счастье (стоицизм).

Третье, наиболее реалистическое и продуктивное решение, связано с именем Аристотеля: добродетель есть путь к счастью и одновременно его решающий структурный элемент. Этическое направление, рассматривающее счастье в качестве высшего человеческого блага, получило название эвдемонизма*.

 Годвард Джон «Девушка среди маков»
Годвард Джон «Девушка среди маков»
*Кому интересно, эвдемони́зм (греч. «процветание, блаженство, счастье») — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. То есть наивысшим благом для человека является счастье. Именно из эвдемонизма ведет свое начало позитивная психология.
Эвдемонизм имеет несколько течений. Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. Представители гедонистического направления в эвдемонизме отождествляли счастье и удовольствие. Однако, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны.

Годвард Джон «Счастливое время»
Годвард Джон «Счастливое время»

Сторонником данного направления наряду с Аристотелем был Людвиг Фейербах, выдающийся немецкий философ-материалист. По его мнению, эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому, а это именно то, о чём писал Д. Дидро. Не сосредотачиваться на себе, своих потребностях, а открываться всему миру.

Читайте 1 часть "Саги о счастье", узнайте этимологию "счастья"

Читайте 2 часть "Саги о счастье", как понимали счастье в Древности

Если Вы смогли осилить эту статью и Вам даже понравилось, подписывайтесь на канал в начале страницы!