Тарифный автоудар Трампа

Предложенные Дональдом Трампом 20%-е тарифы на ввоз импортных автомобилей и запчастей в США принесут американскому автопрому больше вреда, чем пользы, утверждают аналитики рейтингового агентства Moody’s:

https://www.cnbc.com/2018/06/25/trumps-tariffs-on-auto-imports-will-hurt-entire-car-industry-moodys.html

Дело в том, что установление тарифов на автозапчасти приведёт к нарушениям в сложившейся работе глобальных цепей поставок (supply chains). Удорожание импортируемых компонентов приведёт либо к отказу от них и необходимости срочно импортозамещать/искать новых поставщиков, либо просто повысит стоимость американской автопродукции, сделав её менее востребованной и/или менее конкурентоспособной.

Эксперты Moody’s Investors Service пишут в рассылке своим клиентам:

«Тарифы на импортируемые машины и компоненты будут в значительной мере способствовать снижению кредитных рейтингов отрасли. 25%-й тариф на импортируемые автомобили и запчасти окажет негативное влияние практически на все сегменты автоидустрии — на производителей, поставщиков компонентов, автодилеров, транспортные компании… Если тарифы будут введены, производителям придётся брать на себя дополнительные издержки и терять прибыль, если только они хотят сохранить объёмы продаж; либо поднимать цены, передавая издержки потребителям, рискуя снижением продаж; либо осуществлять некую комбинацию того и другого».

Речь у Moody’s идёт о 25%-х тарифах, поскольку именно такой величины пошлины начнут действовать с 6 июля в отношении части китайского импорта, включая автомобили и запчасти. Что касается автоимпорта из ЕС, на прошлой неделе Трамп пригрозил ввести 20%-е пошлины, если европейцы окажутся несговорчивыми по другим торговым вопросам:

«С учётом Тарифов и Торговых Барьеров, давно уже установленных в Европейском Союзе против США и наших замечательных компаний и рабочих, если данные Тарифы и Барьеры не будут вскоре уничтожены и устранены, мы установим 20%-е Тарифы на все их машины, ввозимые в США. Делайте их здесь!»

Трамп не учёл, однако, что первыми от ввода тарифов пострадают именно «замечательные» американские автокомпании и авторабочие, составляющие его политическую опору. В частности, от поставок компонентов из Мексики и Канады крайне сильно зависят автогиганты General Motors и Ford.

Кроме того, американские автопроизводители могут пострадать из-за тарифных контрударов зарубежных стран — и уже страдают. Так, легендарный производитель мотоциклов Harley-Davidson недавно объявил, что перенесёт часть своего производства за границу, чтобы избежать потерь, связанных с ответными антиамериканскими пошлинами.

Таким образом, вылезают наружу очередные уязвимости американской экономики. Десятилетия глобализации нельзя просто так взять и отменить. Форд или GM — это американские компании, но у них глобальные supply chains. Это крупная проблема в условиях тарифной войны.

Безусловно, весь цикл производства можно перевести в США, но это предполагает: а) деньги (очень много денег), б) время (явно не несколько месяцев и даже не лет), в) наличие нужного количества компетентной (с этим проблемы) и доступной по цене (с этим вообще катастрофа) американской рабочей силы. Пока что Трамп и его администрация не предложили конкретных решений для этих проблем.