Сказать ребенку слово «нет»: польза или вред?

26 January 2018

В данной статье мы разберем актуальную по сей день тему, связанную с запретами при воспитании ребенка. Существует множество точек зрения, связанные с полной вседозволенностью или же жесткой системой воспитания, реализуемая только на одних запретах. В какой-то промежуток времени, родители оказываются перед сложной проблемой - как воспитывать свободную и творческую личность, но при этом привить ребенку определенные нормы поведения в социуме. Постараемся разобраться в данной ситуации.

Нужны ли запреты?

Многие считают, что ребенок, которому многое запрещают, вырастает закомплексованным и запуганым. Так ли это на самом деле?
Давайте спросим ответ у нашего педагога Ирины Суховой :

«Невозможно обойтись без запретов, если речь идет о воспитании детей. В конце концов, нельзя засовывать палец в розетку, включать газовую плиту, отрывать бабочке крылья и бить маму. Нельзя делать очень многие вещи, и ребенок должен усвоить это на уровне рефлексов. Другое дело — как сказать „нет“ ребенку, ведь это целое искусство, которому родители должны учиться»

Как правильно сказать «нет» ребенку?

Существуют некоторые правила, по которым можно поддерживать дисциплину в семье, обходясь без конфликтов и принуждения. Наш детский психолог Алена Резникова немножечко расскажет:

«Если вы намереваетесь что-то запретить своему чаду, сначала подумайте, какая польза от вашего запрета? Может быть, это не нужно ребенку, а нужно именно вам? К примеру, вы купили малышу уличный комбинезон светлого оттенка, и теперь ему запрещено падать на детской площадке, чтобы не испачкаться. Ребенок, которому нельзя носиться с детьми на улице, лазить по горке и пачкаться, возненавидит и прогулки, и свою одежду. Не лучше ли купить комбинезон темных тонов, который легко стирается и быстро сохнет, а не превращать прогулку в мучение для обоих? Также в запретах следует оставаться последовательными. Например, если нельзя играть с гаджетами взрослых, значит, это запрещено делать в любых обстоятельствах. Если однажды вам захочется отвлечь внимание ребенка и вы дадите ему свой телефон, чтобы он не мешал, тогда в следующий раз он не воспримет запрет и начнет возмущаться».

Из этого следует, что даже маленьким детям можно объяснить, почему же нельзя кушать грязными руками, целый день смотреть телевизор, кушать одни сладости и прочее. Дети очень легко воспринимают запреты, когда понимают их причины, и заодно получают знания об окружающем мире, узнавая о микробах на ладонях, о влиянии телевизора на зрение и так далее. Отказывать ребенку, должен звучать дружелюбно, иногда с юмором, но ни как не сопровождаться повышением голоса, обидными словами.

Правило "светофора"

Уникальное правило, которое помогает детям легче воспринимать ограничения, разработали психологи. Вся сфера жизни ребенка делится на три зоны — красную, желтую и зеленую. Красная зона — это то, что строго запрещено (например, переходить улицу в неположенном месте, мучить животных, играть со спичками и т. д.). Нельзя делать то, что опасно для жизни или причиняет боль другим живым существам. Желтая зона — это то, что можно обсудить с взрослыми и где возможно найти приемлемый для обеих сторон компромисс. К примеру, нельзя весь день сидеть в Интернете, но пару часов можно, нельзя пропускать приемы пищи, но, если нет аппетита, можно пообедать позже. Зеленая зона — это то, что выбирает ребенок: какие книги читать, в какие игры играть, надеть куртку или пальто.

Ребенок даже может сам решать, следовать ли какому-то запрету, взяв на себя ответственность со всеми последствиями. Например, родителям не нравится определенный мультфильм, они четко объясняют свою позицию ребенку и дают ему право самостоятельно принять решение. Психологи советуют со временем все желтые запреты перевести в зеленые, чтобы повысить сознательность и самостоятельность ребенка. Существует еще так называемая оранжевая зона — это ограничения, которыми можно пренебречь в особых обстоятельствах. Нельзя поздно ложиться спать, но в Новый год можно, нельзя пропускать школу, но если на один день приезжает бабушка, которую ребенок не видел несколько лет, то лучше провести этот день с ней. Правило «светофора» позволяет сделать дисциплину более гибкой и включить в нее диалог с ребенком.

Каким должен быть правильный запрет

Запреты не должны противоречить основным потребностям ребенка — нельзя запрещать малышу гулять, бегать на улице или играть в какие-то игры. Также необходимо следить, чтобы правила и ограничения были согласованы со всеми родственниками. Случается, что родители запрещают пепси-колу и сникерсы, а бабушки не могут отказать внукам и покупают все, что те просят. Двойные стандарты в этих вопросах недопустимы.

Нельзя, чтобы запрет касался важных для ребенка вещей: если девочка давно ждала дня рождения одноклассницы, чтобы подарить мягкую игрушку, сшитую своими руками, не стоит лишать ее этого удовольствия. Запреты должны быть адекватными. Если родители не разрешают сыну ходить в футбольную секцию целый месяц после одной двойки, для мальчика жизнь может потерять смысл. Да и стоит ли двойка такого наказания?

Правильный запрет всегда оставляет возможность для корректировки ситуации. К примеру, у мамы приболела голова и она прилегла, а ребенок хочет играть. В этом случае мама говорит, что не очень хорошо себя чувствует, и просит ребенка какое-то время посидеть тихо, а потом читает ему книгу или играет с ним в спокойные игры. А может, они вместе приготовят ужин к приходу папы. Такие запреты, после которых следует столько интересных занятий, — это вовсе не запреты, поэтому малыш внимательно отнесется к просьбе мамы и подождет столько, сколько нужно.

Трудно решить, в пользу или во вред сказать ребенку «нет». Но, несомненно, у него будет меньше в жизни проблем и иллюзий, если он с детства научится принимать этот мир таким, какой он есть, со всеми запретами и ограничениями…

На заметку

Сейчас очень популярны школы Монтессори, в которых детям ничего не запрещают. Ученики занимаются всем, чем хотят: кто-то увлеченно читает, а кто-то больше любит рисовать. В школах Монтессори запрещено слово «нельзя». Если ребенок начинает бросаться книжкой, ему просто дадут в руки мяч. Таким образом, вместо запрета он получает то, что хочет, но с небольшим изменением. Также и родители должны уважительно относиться к ошибкам ребенка, считая их важным жизненным опытом, и воздерживаться от оценок и суждений. Только позитивная атмосфера формирует интерес к учебе!

Предыдущие статьи:
Психосоматика: учимся оставлять болезни в детстве
Зрение во время беременности: что нужно знать будущим мамам