Идти или нет?

14.04.2018

Таким вопросом обычно задаются люди, которые ни разу не обращались за консультацией в кабинет психолога.

Люди, прибегавшие к услугам психолога, знают наверняка, что значит работать с психологом и какую неоценимую пользу можно от этой работы получить.

И так, разложим все по полкам и научимся делать правильный выбор своего психолога.

Как Вы уже поняли, из изложенного выше, существует две группы людей, которые по каким либо причинам посещали психолога и тех, кто собирались это сделать. Возможно, было бы выделить и третью группу, людей разочаровавшиеся в услугах психолога, но о них мы поговорим позже и отдельно, да, и отнесем их в первую группу, почему так, поймете сами.

Сейчас поговорим о людях первой группы, которые в силу каких либо причин никогда не обращались к психологу. Таких людей тоже поделим на подгруппы: первая — самоуверенные и эгоцентричные люди (таких людей обычно мало заботит состояние души и психики даже близких родственников, не говоря уже про друзей и коллег по работе). Вторая — неуверенные и нерешительные (это люди, не нашедшие себя и своего пути в жизни, часто подстраивающиеся под других и редко выражающие свое мнение). Третья — безответственные (никогда не признают за собой вины, стараются обвинить других). Возможно, уже сейчас Вы отнесли себя к определенной подгруппе и думаете, что же объединяет эти три подгруппы в группу. Объединяющим фактором служит желание всегда оставаться в зоне своего психологического комфорта и неумения определять и чувствовать свои эмоции. Вообще стараться не выходить из зоны психологического комфорта свойственно большей части людей, а уж уметь распознавать и управлять своими эмоциями - могут единицы. Для понимания, о чем идет речь, разберем пример по трем подгруппам. Представим ситуацию: ребенок приходит домой из школы и сообщает о плохой отметке родителям.

Так обычно реагируют люди из первой подгруппы (самоуверенные и эгоцентричные): «да я в школе никогда не получал плохих отметок» и, если в этот момент спросить про первую эмоцию, то ответ очевиден — злость, хотя это не так, самоуверенность и эгоцентричность не дает понять, что злость вторична эмоция, а первичная - стыд. Реакция второй подгруппы (неуверенные и нерешительные): «ну вот говорили же тебе надо лучше подготовиться, так и знали, получишь двойку», спрашиваем про эмоцию — возмущение, а вызвано первичной эмоцией обиды. И на конец, третья подгруппа (безответственные) сам разберешься со своими отметками..., и здесь эмоция гнев, вызван первичной эмоцией страхом. Теперь пойдем по обратному пути, попытаемся понять, что будет, если вы способны в любых ситуациях распознать свою первичную эмоцию. Например: самоуверенный и эгоцентричный распознал свою первичную эмоцию стыд, но это не совместимо с его самоуверенностью и эгоцентризмом, значит, ему нужно изменить поведение, то есть выйти из зоны психологического комфорта, а этого ему совсем не хочется. Оставаясь в зоне своего психологического комфорта, вы лишает себя и своих близких возможности почувствовать другие эмоции, лучше понять друг друга и стать ближе.

Переходим ко второй группе людей, посетивших психологический кабинет.

Сюда входят люди из первой группы, решившие выйти за рамки своего психологического комфорта, и люди рациональные и уверенные в себе, характеризующиеся хорошо выраженным чувством ответственности, не боящиеся принимать решения. Для второй группы людей характерно осознание наличия преград на пути взаимодействия с окружающим миром. Они так же наделены стремлением проработать свои сложившиеся проблемы с опытным специалистом в области психологии. Такой тенденции не наблюдается у людей из первой группы, так как они стараются вытеснять свои проблемы в подсознание, а не прорабатывать их. Вытеснять в подсознание проблемы, значит накапливать их до поры до времени, что впоследствии приведет к неврозам, депрессии, соматическим заболеваниям. Таким образом, можно видеть в целом такую картину, люди, обращающиеся к психологу, помогают себе учиться определять новые эмоции, расширять зону психологического комфорта, лучше понимать окружающий мир и не допускать развития таких состояний как депрессия, неврозы, соматические заболевания.

Теперь немного о людях посетивших кабинет психолога и не получивших ожидаемого результата.

К большому сожалению, так бывает и причин этому может быть много от специалиста в кавычках до клиента, решившего проверить психолога на «прочность». Сейчас перечислим наиболее частые случаи неудачного контакта клиента и психолога:

- психолог неприятен клиенту (антипатия), реже наоборот,

- психологу и клиенту не удалось установить четкую цель в решении проблемы,

- клиент пришел не по своей воли,

- обращение клиента вне компетенции психолога,

- клиент выстраивает психологические барьер с целью защиты от изменения себя.

Если так произошло и клиент не получил ожидаемого результата, то скорее всего все специалисты попадут под одну гребенку и обращение к следующему будет более затруднительным. Вот почему относим людей, не получивших ожидаемого результата к первой группе.

Мы подошли к заключительной части статьи, идти или нет?

Если Вы твердо решили обратиться в кабинет психолога, то не откладывайте это на потом, позвоните и запишитесь на прием, помните, что у профессионала своего дела всегда очередь.

На первой встрече будьте максимально естественны, не старайтесь казаться лучше, чем Вы есть, так как от первой встречи зависит весь процесс работы психолога с вами.

К окончанию первой встречи, Вы будете знать точно, сможет, ли ваше сотрудничество получить продолжение. Так же нужно знать, и, то, что специалист никогда не будет предлагать готовых решений, даже если они есть у него, он приложит все силы, чтобы Вы сами нашли путь решения проблемы. И не забывайте, что помочь решить все проблемы за один визит не в силах, ни один психолог.

Автор статьи семейный психолог Кротов Сергей Сергеевич.