Храм поселка Ахштырь

15.05.2018

Заключительный пост о древностях окрестностей Сочи. На десерт остался великолепный древний храм, самый доступный из всех, что мы посетили. Любой сможет насладиться его величественным видом без сложностей. Историческое наследие не в приоритете у местной бюрократии - никакой информации об этом храме на месте вы не найдете.

В отличие от большинства крепостей и храмов района, разбросанных на холмах и отрогах гор, Ахштырский храм уместился на небольшой пологой полянке в центре поселка Ахштырь. И этим он удивителен вдвойне. Обычно древние руины, которым не повезло оказаться внутри новых поселков, нещадно растаскивали местные жители для хозяйственных нужд. Многие памятники древности на юге России и не только пострадали от этого.

Название Ахштырь происходит от местного урочища Ахштырх. По мнению историка Шалвы Денисовича Инал-Ипа слово "Ахштырх" означает на абхазском языке "место, где разливают молоко», где ахы – «молоко», атырка – «разливать», «доставать». Нельзя исключать, что в основе перевода топонима лежит абхазское «поляны на холмах». Абхазский и абазинский языки очень близкородственные друг другу. Маловероятен вариант с адыгским языком в форме «замерзающий холм».

До 1864 года на месте поселка находились аулы абазинского народа из общества садзов (по-другому джигеты или джики). После их выселения в Турцию по итогам Кавказской войны, с 1865 года место заселили отставные солдаты, матросы и казаки Шапсугского пешего батальона и переселенцы из кубанских равнин. Они были одними из первых наряду с селом Пластунка. С 1866 по 1874 годы здесь был поселок женатых солдат 2-го Кавказского линейного батальона в подчинении командира 1-й роты, стоявшей на реке Кудепста. Тогда поселок находился чуть в стороне, в низине реки Мзымта, селение носило название Ахштыр. Первые гражданские поселенцы из украинцев и молдаван появились в этих местах около 1868 года. Молдаване его называли Штырь, упростив сложное для слуха имя. Поселку не повезло - в 1878 году, во время Русско-Турецкой войны его сжег турецкий десант, а жители ушли в Адлер. Обратно они вернулись только через 9 лет, в 1887 году, но уже как арендаторы казенной земли.

Поселок долгое время оставался на старом месте в низине реки, отчего люди часто болели малярией. В 1896 году председатель комиссии по устройству побережья Николай Саввич Абаза посоветовал жителям переселиться на склон ближайшего хребта, на места сожженных абазинских аулов. Малярия распространялась только в речных низинах и у морского берега. В 1899 году жители аула переселились по совету Абазы и с тех пор поселение Ахштырь не меняло своей географии. Древний храм оказался внутри поселка. Вероятно, он сохранился благодаря тому, что во время переселения на хребет, в новом поселке основали одноклассное церковно-приходское училище, взявшее на себя охрану руин храма. Важно, что греческое население восприняло храм, как наследие предков, и с тех пор использует его для проведения христианских служб. Сегодня древние руины греки называют храмом Святой Софии.

Считается, что византийцы построили храм в период с 10-го по 13-й века на Псеашхинском ответвлении Шелкового пути, проходившем в долине Мзымты. После падения Константинополя местные жители постепенно превратили храм в крепость или загон для скота. Окончательно храм разрушили турки в 17-м веке. По своему стилю он похож на аналогичные храмы в Абхазии и Западной Грузии, сложен плитами известняка и стоит на возвышенности. Вход в него увенчала древняя каменная лестница и красивейшая арка, увитая плющом. Первые поселенцы почитали храм, расчистили местность и сделали пристройки к нему из песчаника, скрепленного известковым раствором. В 1913 году храм был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца.

В 1913 году храм был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца.
В советский период истории печальная учесть культовых сооружений не обошла и Ахштырский храм. В 1937 году его взорвали. Долгое время площадка со старинным храмом использовалась, как складское помещение и для выпаса скота. Возрождение религиозной святыни произошло в 2002 году. Жители села Ахштырь расчистили территорию, обрубили корни плюща, обвивающего древнюю кладку. По соседству с древним храмом ведутся работы по устройству поселковой церкви и созданию этнографического комплекса «Казачье подворье» под руководством местного жителя, историка Александра Судакова. В храме проводят церковные службы. О полноценных археологических раскопках мне ничего не удалось найти. Но предложения реконструировать храм и обустроить его для туристов натолкнулись на невежество и безбрежную глупость местного чиновничества.

Добраться в эти места несложно, если не запутаетесь в бесконечных кольцах и развязках дорожного полотна. Навигаторы часто ошибаются с поворотом в поселок Ахштырь, а знаками дорожного движения наша страна не богата. Как правило, поворот с трассы Адлер - Красная Поляна, если ехать в поселок Ахштырь, навигаторы путают с въездом в военную часть. Если Вы сюда забрели, просто езжайте дальше еще метров 200 и увидите поворот направо с проездом под железнодорожной эстакадой. Дальше путь пойдет наверх в поселок. В самом Ахштыре достаточно ехать по главной улице Кропоткинской, петляющей зигзагами по хребту. Напротив дома №1 на холмике у дороги стоит храм. От дороги к нему ведет деревянная лестница. Тихая лесная полянка в поселке с прекрасными видами на долину реки Мзымта и окружающие горы придает ощущение безмятежности и вечности бытия. Место было выбрано древними очень удачно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе всех свежих новостей из мира истории, археологии и культуры Северо-Западного Кавказа и не забывайте ставьте лайки;)

Узнать больше об адыгах (черкесах), а также об истории Северо-Западного и Центрального Кавказа можно перейдя по этой ссылке на мой YouTube-канал "Simple History"

Свежие новости, находки, путешествия по Кавказу в моем Instagram-канале "Stiben_on_Air"