Слово и дело

27.01.2018

Что в Самаре хотели построить к ЧМ-2018 и что получилось на самом деле

Администрация Самарской области расторговала последние крупные контракты по программе подготовки Самарской области к ЧМ-2018 — строительство парковки и третий этап благоустройства территории у стадиона. Контракты общей стоимостью 1,05 млрд руб. получила компания ВТС-9 Вячеслава Сонина. Больше ничего начинать строить уже не будут. Пора подвести итоги реализации программы: что Самарская область ждала от ЧМ-2018 и что мы получим в реальности?

Общая стоимость

Программу подготовки Самарской области к чемпионату мира по футболу 2018 года приняли в 2013 году и потом меняли больше 10 раз. Последний вариант датирован декабрем 2017 года. Главные изменения в программе — общее снижение финансирования и исключение нескольких крупных объектов.

Программа финансируется из федерального, областного бюджетов и бюджета Самары, а также из частных средств. В них входят и принудительные сборы средств, например с владельцев зданий по туристическим маршрутам — их обязывают красить фасады за свой счет. Общая стоимость программы за четыре года снизилась на 25% — с 57 млрд до 42 млрд руб. Больше всех смогли сэкономить чиновники Самарской области и Самары — бюджет региона сократился больше чем на треть, с 27 млрд руб. до 18 млрд, а Самары — и вовсе упал до небольших 280 млн руб.

Как изменился вклад бюджетов в общую сумму программы подготовки к ЧМ-2018 в Самарской области

Источник: Программа подготовки

Спортивные сооружения

Тренировочное поле на «Металлурге» отремонтируют к чемпионату за 55 млн руб. (источник фото: Shvann — собственная работа, CC BY-SA 3.0)
Тренировочное поле на «Металлурге» отремонтируют к чемпионату за 55 млн руб. (источник фото: Shvann — собственная работа, CC BY-SA 3.0)

В список спортивных сооружений к чемпионату входят стадион «Самара Арена», окружающие его временные конструкции и дополнительные футбольные поля. Стадион строится. Его должны были завершить в 2017 году, сдадут с опозданием, но  сдадут.

Список дополнительных полей поменялся. В первоначальном варианте программы в качестве возможных площадок для предсоревновательных тренировок фигурировали два действующих поля — на стадионах «Металлург» и «Локомотив» и два новых: у стадиона «Самара Арена» и на базе «Чайка» в Самаре. В конечном варианте программы остался «Металлург», а для предматчевых тренировок построят два поля рядом с «Самара Ареной».

Из трех баз для команд остались две — академия Коноплева из списка вычеркнута. За «Русскую охоту» выступили лоббистский гений ее владельца, Алексея Ушамирского, и выгодное расположение рядом с аэропортом. Общая сумма расходов на площадки незначительно увеличилась — с 550 до 700 млн руб.

Площадки для предсоревновательных тренировок

Хотели в 2013

1. Лыжная база «Чайка»
2. Стадион «Металлург»
3. Стадион «Самара Арена»
4. Стадион «Локомотив»

Получилось в 2017

1. Стадион «Самара Арена»
2. Стадион «Самара Арена»
3. Стадион «Металлург»

Тренировочные площадки на базах команд

Хотели в 2013

1. «Русская охота»
2. База «Крыльев Советов» на Шушенской
3. Футбольная академия им. Коноплева в Тольятти

Получилось в 2017

1. «Русская охота»
2. База «Крыльев Советов» на Шушенской

Гостиницы

Владимир Кошелев инвестировал в отель Lotte, по разным оценкам. от 2,3 млрд до 5 млрд руб.
Владимир Кошелев инвестировал в отель Lotte, по разным оценкам. от 2,3 млрд до 5 млрд руб.

В планах было построить к ЧМ-2018 три гостиницы. Так требовали в FIFA : одну, 5*, для судейского корпуса и администрации, и еще две по 4* возле стадиона — для команд. Все три планировалось построить на средства инвесторов, но нашелся только один инвестор и на одну гостиницу. Компания «Авиакор» Владимира Кошелева строит ее на углу Красноармейской и Самарской. Оператор — Lotte, стоимость проекта по версии областной программы подготовки — 2,3 млрд руб., по другим заявлением чиновников — до 5 млрд руб. Других отелей 5* в Самаре нет, есть четыре отеля 4*, так что разместить команды по разным отелям, наверное, все же получится. Кроме новых гостиниц, чиновники областного правительства надеялись на обновление маленьких частных гостиниц общей мощностью 1450 номеров и обещали компенсировать их владельцам процентные ставки по взятым для этого кредитам. К 2017 году количество субсидируемых номеров снизилось до 910.

Модернизация номерного фонда — 1450 номеров. Почти исполнили— 910 номеров.
Гостиница Lotte на 195 номеров ( «Авиакор»). Да
Две гостиницы у стадиона каждая по 80 номеров. Нет

Транспорт

На развитие транспортной системы в рамках подготовки к чемпионату у администрации Самарской области и Самары были самые большие планы и самый большой бюджет — 28,4 млрд руб. в первых версиях программы. В заявлениях чиновников фигурировали то легкое метро, то скоростной трамвай. Хотели закончить строительство «Алабинской» и построить еще две станции метро. Пустить скоростную электричку из Самары в Тольятти через аэропорт Курумоч. Построить магистраль «Центральная»… В программу подготовки, однако, разумно включили лишь некоторые пожелания. В частности, в первых версиях программы подготовки мэрия Самары надеялась на деньги областного бюджета (1,5 млрд руб. в первых версиях программы) закупить 74 единицы общественного транспорта — 33 трамвайных вагона и 41 автобус и отремонтировать трамвайные пути от ж/д вокзала до Ташкентской, чтобы пустить по ним тот самый скоростной трамвай (2,4 млрд руб.). Что это такое и как может быть состыковано с обычными трамваями, толком так никто и не понял, но теперь уже неважно. От футуристического великолепия транспортных планов мэрии остались 10 новых трамвайных вагонов и 2,5 км новых трамвайных путей от Ташкентской до стадиона стоимостью 1,3 млрд руб. Заключены два контракта на строительство трамвайных путей: путепровод за 235 млн и прокладка путей от Ташкентской до стадиона за 740 млн руб. Общий бюджет транспортной части программы подготовки снизился до 22,5 млрд руб.

Из программы вынесли также реконструкцию причалов Речного вокзала за 200 млн руб. Но ее ведет на собственные средства принадлежащее администрации Самарской области «Самарское речное пассажирское пароходство».

Что удалось полностью — так это строительство всех запланированных дорог. Реконструкцию Ташкентской даже расширили — сначала она планировалась только от Демократической до Московского шоссе, потом чиновники замахнулись на участок аж до улицы Карла Маркса. Остановились в итоге перед «Колизеем».

Закупка транспорта

2013. 33 трамвая, 41 автобус
2017. 10 трамваев

Трамвайные пути

2013. Скоростной трамвай от железнодорожного вокзала до стадиона
2017. Новые трамвайные пути от Ташкентской до стадиона

Автомобильные дороги, развязки и другая инфраструктура

Автодорога с путепроводом Волжский-Курумоч. Строится
Реконструкция Московского шоссе. Завершено
Реконструкция и путепровод по ул.Ташкентской от Демократической до Московского шоссе. Строится
Улицы вокруг стадиона «Самара Арена». Строятся
Перехватывающие парковки. Пока нет
Причалы на Речном вокзале. Да, но вне программы подготовки

Экология

Разливы барды у Рождествено (фото с сайта barbosha.ru)
Разливы барды у Рождествено (фото с сайта barbosha.ru)

Экологическая часть программы была короткой, но емкой. В нее входили защита окрестностей села Рождествено от спиртовой барды, которую десятилетиями сливал в овраги местный спиртзавод и которая затем стекала в Волгу. И покупка нескольких мобильных экологических лабораторий. Но к 2017 году из программы исчезли такие задачи, как «улучшение экологической обстановки» и «повышение оперативности экологического мониторинга». Финансирование очистки от барды съежилось с 800 до 37 млн руб. — это стоимость обследования территории и проектирования. Число МЭЛ из «нескольких» превратилось в две.

Рекультивация территорий под спиртовой бардой в районе села Рождествено. Нет
Закупка двух мобильных экологических лабораторий. Да

Благоустройство

В план мероприятий по благоустройству Самары в первый вариант программы вошли реставрация крыш и фасадов зданий по гостевым и туристическим маршрутам, ремонт 4-й очереди набережной Волги, капремонт площади Куйбышева, проектирование инженерных сетей рядом со стрелкой Самары и Волги, где областные чиновники когда-то хотели разбить парк с бульварами. Общая стоимость программы снизилась с 5,5 млрд до 4,6 млрд руб., но она пока выполняется по всем пунктам. Даже добавился Струковский парк, которого не было вначале. Строить на стрелке, очевидно, ничего не будут (ни сейчас, ни в сколько-то обозримом будущем), но проектирование сетей сделать успели. Насколько успеют выполнить весь план по реконструкции фасадов зданий по маршрутам, пока неизвестно — работы ведутся.

Набережная Самары Идут работы
Капремонт пл Куйбышева Идут работы
Реставрация фасадов ОКН по маршрутам Идут работы
Благоустройство территории вокруг стадиона Контракт расторгован
Ремонт фасадов и крыш зданий, не входщих в реестр ОКР, Фондом капитального ремонта Идут работы
Капремонт Струковского сада Идут работы

Инженерные сети и телекоммуникации

План по инженерным сетям оказался самым провальным из всей программы подготовки. Бюджет этой части программы сократился с 10 млрд до 4,5 млрд руб. Сначала, еще в 2015 году, отказались от строительства дождевого коллектора от 9-й просеки до Постникова оврага и полагающихся к ним очистных. Летом 2017 года было заявлено об окончательном отказе от дождевого коллектора от стадиона до Орлова Оврага и очистных там же. Коллектор должен был пройти от стадиона по ул. Алма-Атинской и Ракитовскому шоссе к Зубчаниновке и потом до берега Самары за аэропортом Смышляевка, собирая таким образом сточные воды по всей промзоне Самары. Проектирование в программе оставили в надежде, что с готовым проектом удастся попасть в какую-нибудь федеральную экологическую программу. По данным Нижне-Волжского бассейнового водного управления, сейчас в Самаре очищается только 15% сточных вод.

Зато строится актуальный для всех самарских микрорайонов ниже Московского шоссе дублирующий канализационный коллектор по Волжскому склону — от ул. Советской Армии до ул. Осипенко.

Остались в программе, но расторгованы наполовину «инженерные сети для обеспечения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения на территории Кировского и Красноглинского районов (в районе радиоцентра N 3)». Общая стоимость этого пункта программы составляет 1,45 млрд руб., сейчас заключены два контракта на 700 млн руб. — в них входят коммуникации до тренировочных площадок, пожарного депо и зданий полиции. Амбициозный план областного правительства, для которого предполагалось проведение сетей по всему району, включал в себя строительство здесь технопарка «Гагарин-центр», но дело не зашло дальше футуристических рендеров территории. Тем не менее, два инвестора здесь появились: московская компания «Мать и дитя» строит клинику, а владелец «Русской охоты» Алексей Ушамирский — торгово-складской комплекс для производителей овощей и фруктов. Возможно, после окончания всех строек на районе интерес к нему возрастет. По крайней мере, там есть новые дороги, подстанция на стадионе и минимальный набор коммунальных сетей.

Еще в первых вариантах программы фигурировала телебашня — от нее инвестор, «Роспечать», тоже отказалась почти сразу. Бюджет на энергоснабжение снизился с 2 млрд до 780 млн руб. за счет сокращения количества кабельных линий на подстанцию для стадиона.

Водопровод из Студеного оврага до стадиона «Самара Арена» Да
Инженерные сети и насосная станция на стадионе «Самара Арена» Да
Канализация от стадиона «Самара Арена» до ул.Демократическая Да
Дублирующий коллектор Волжского склона от Барбошина оврага до ул.Осипенко Да
Коллектор дождевой канализации («ливневка») от стадиона до Постникова оврага и очистные Нет
Коллектор дождевой канализации и очистные «Орлов Овраг» Нет
Комплекс инженерных сетей на территории Кировского и Красноглинского районов (в районе радиоцентра N 3) Да, наполовину
Телебашня на стадионе «Самара Арена» Нет
Подстанция на стадионе «Самара Арена» Да, с сокращением числа кабельных линий

Юлия Торгашева, yuliya.torgasheva@gmail.com