Как выбрать франшизу и не ошибиться?

Один из самых простых способов организовать свое дело - начать бизнес по франшизе. На многие вопросы уже есть ответы, технологии проработаны, бизнес-процессы отлажены. Очевидно, за такой опыт и бренд можно заплатить. Для начинающего предпринимателя это, безусловно, отличная поддержка. Действительно, по статистике бизнес по франшизе в 80% случаев оказывается успешным или, как минимум, не убыточным. Это если франшиза, конечно, настоящая. В этой статье расскажу на что ориентироваться при выборе франшизы, какие ошибки не допустить, как действовать и постараться учесть то, о чем могут умолчать продавцы франшизы.

Стоит только задуматься об открытии своего дела и задать вопрос в любом поисковике про бизнес по франшизе, как потянется вереница рекламных объявлений с предложением купить франшизу "от молодого миллионера", "мгновенной окупаемостью", и прочими заманчивыми призывами. Порой может показаться, что каждый владелец кофе машины или маникюрного салона начинает продавать свою, безусловно успешную, франшизу. Поэтому, правообладателей (те - кто продает франшизу) можно разделить условно на тех, кто действительно продвигает и масштабирует свой бизнес, вкладывает много сил и ресурсов в бренд, и тех, кто просто хочет заработать легких денег на неопытных предпринимателях. Кстати, в ГК (Гражданский кодекс) отсутствует пока такое понятие, как франшиза (если говорить именно о бизнесе, а не о страховании), поэтому обычно предлагается заключить договор коммерческой концессии.

Для того, чтобы действительно выбрать правильного партнера, не ошибиться и не потерять деньги используйте следующий чек-лист.

1. Выбирайте бизнес по интересу.

Первое, с чего следует начать - выбрать нишу, в которой развиваться. Конечно, выбирать следует по интересу. Позже, когда пройдет эйфория от старта бизнеса и придется погрузиться в рутину всех процессов, работу с клиентами и партнерами, вам должно быть интересно. Как известно, если работа не интересна, то эффективность труда снизижается очень быстро. Если вам нравится печь булочки, то выбирать следует франшизу булочной, а не автосервиса. Хотя, вещь и очевидная, но не стоит об этом забывать.

2. Оцените нишу и индустрию.

Способов проверить выбранную нишу достаточно много. Основополагающие параметры здесь - это наличие конкуренции и интенсивность развития. Например, если речь идет об услугах или каких-то товарах, то имеет смысл воспользоваться сервисами Яндекса (wordstat) и аналогичным от Гугла. Посмотрите, сколько запросов в регионе, сопоставимом с вашим. Порой, если речь идет о какой-либо торговле, то имеет смысл самостоятельно или воспользовавшись услугами соответствующих компаний, провести исследование на предмет посещаемости и среднего чека. Изучите по открытым источникам, как развивается бизнес. Обычно, компании, которые продают франшизу выкладывают в новостях и социальных сетях информацию об открытии новых филиалов. Какая посещаемость сайтов у игроков в данной индустрии. Так сложится предварительная картина, после которой можно будет детальнее погрузиться в направление и двигаться дальше.

3. Начинайте общаться с Правообладателем (тот, кто продает франшизу).

На самом деле подготовить нормальное предложение по франшизе - адский труд. Ведь если Правообладатель заинтересован в развитии своего бизнеса и расширении с помощью франшизы, то пакет документов для будущего франчайзи-Пользователя просто огромный. Что же должно включать в себя идеальное предложение:

  • понятная и реальная финансовая модель;

Если в финансовой модели, реже в полноценном БП, есть ошибки, расчеты выполнены с явными натяжками, а расходы минимальны - стоит задуматься о честности/профессионализме партнера в принципе. Не забывайте, что Правообладатель заинтересован в том числе в продаже своей франшизы и может жонглировать данными, особенно, если он "не чист на руку". Продавая свою услугу, он должен оперировать абсолютно всеми данными и они должны быть реальными. Так как это, основной документ, то его проверке и изучению следует уделить особое внимание.

  • четкий брендбук;

Франшиза - это в большой степени узнаваемый бренд. Поэтому, фирменному стилю и деталям отводится особая роль. И чем лучше проработка, тем лучше. Какая должна быть вывеска? Какой конкретно цвет у надписи? Какой шрифт? Какого размера ценник? Какая униформа? Также будет маркером насколько Правообладатель требует соблюдения фирменного стиля.

  • консультации по выбору помещения, месторасположения и т.п. (если работа строится на присутствии в помещении);

Здесь так же как с брендбуком - чем детальнее, тем лучше. А так как, особенно в случае с торговлей, месторасположение является одним из важнейших критериев, здесь следует особенно внимательно отнестись к рекомендациям партнера.

  • разработанную и детальную программу обучения;

В рекламе часто можно увидеть и услышать - "Обучим всему". На мой взгляд хорошее и правильное обучение должно быть структурированным, понятным, подкрепленным инструкциями, материалами, скриптами и т.д. Должны быть обязательно отражены все основные направления работы: обучение по продукту, поиск и работа с клиентом, взаимодействие с партнером, возможные ошибки. Если Правообладатель включает в программу обучения смежные области, такие как сервисы CRM, работа с социальными сетями, способы и основы рекламы онлайн и офлайн, то это признак серьезного и профессионального подхода.

  • пакет консультаций для начинающих предпринимателей;

Пока мы не говорим о франшизах каких-либо больших ресторанов или крупных магазинов, где от вас непременно потребуют опыт предпринимательской деятельности. Поэтому, хорошим признаком будет служить, если партнер предоставит вам консультации о том, как открыть юридическое лицо и какое оно должно быть (к примеру, ИП или ООО), какую систему налогообложения лучше выбрать. На что стоит обратить внимание в договорах с контрагентами или где лучше открыть счет. Сюда же можно добавить рекомендации по поставщикам, актуальным ценовым предложениям и т.д.

  • взаимодействие и дополнительная, но важная информация.

Еще один важный параметр - это открытость к общению и предоставлению информации. Профессиональный и надежный партнер должен быть оперативным, честным и четким в ответах. Обязан предоставить контакты своих действующих франчайзи и с ними обязательно нужно пообщаться. Обязан знать и предоставить свои конкурентные преимущества. В общем, все как в жизни - если обе стороны планируют долго и эффективно работать, то не должно быть преград в самом начале, которые могли бы посеять сомнения.

4. Проверьте.

Возвращаемся к финансовой модели, которую должен предложить Правообладатель. Следует детально проверить все цифры и сравнить их с реальной картиной. Если предполагается, что нужен наемный персонал - проверьте рынок труда в своем регионе. Нужно купить оборудование? Разберитесь с поставщиками, сравните несколько предложений, учтите накладные расходы, такие как доставка в ваш город. Требуется арендовать помещение? Опять смотрите и сравнивайте варианты. И обязательно заложите в свой БП непредвиденные расходы, а так же вероятность того, что запуск проекта может затянуться, а текущие платежи нужно будет производить не имея дохода.

Обязательно нанесите визит в офис партнера и посмотрите как "кипит" работа в живую. Если потенциальный правообладатель пытается отговорить вас от встречи в офисе, то это причина остановить с ним работу.

Если есть возможность, то проведите переговоры с несколькими Правообладателями и рассмотрите предложения от нескольких партнеров. Так будет возможность выявить наиболее лучшего, удобного для вас. А так же сравнить информацию и получить некоторый общий знаменатель.

Еще одна важная точка - пообщаться с действующими франчайзи. Причем я рекомендую один из контактов найти самостоятельно, не прибегая к помощи партнера. Так можно получить более объективную картину. Задайте вопросы о том, доволен ли франчайзи сотрудничеством, оказался ли результат ожидаемым, с какими проблемами пришлось столкнуться, что бы сделал по-другому.

5. Все не предусмотреть, но...

Некоторые вещи могут быть неочевидными и их сложно предусмотреть. С чем-то придется столкнуться в процессе старта проекта или работы. Поэтому, собрав всю информацию, еще раз просмотрев все вопросы, найдите критика. Это могут быть друзья или знакомые, профессиональные форумы или сообщества. Обратите внимание на ресурсы, которые требуются для деятельности, например:

  • специфические требования к сотрудникам и возможность их найти в своем регионе;

Вдруг, неожиданно, может оказаться проблемой найти специалиста нужной квалификации. Лучше позаботиться об этом заранее.

  • готовность инфраструктуры;

Если требуется часто работать с транспортными компаниями, проверьте, работают ли они стабильно, какая стоимость их услуг и какие сроки доставки. Скорректируйте при необходимости БП.

  • материалы и ресурсы для операционной деятельности;

Здесь так же, как и с кадрами - стоит проверить все что нужно для операционной деятельности. Понятно, что ручки, карандаши и бумагу можно купить везде. А вот если для работы требуется что-то специфическое, то этого "что-то" может, как назло, не оказаться.

  • договоры.

Внимательно проработайте вопрос со всеми договорами. Арендный договор должен соответствовать вашему бизнесу, вы должны быть защищены. Договор концессии с Правообладателем так же следует изучить. Обычно такие договоры накладывают большую ответственность на франчайзи. В общем, желательно поработать с юристом.

И так, действуя последовательно, проверяя каждый шаг вы обезопасите свой бизнес и инвестиции. Удачи!

Корниенко Александр.

Канал в Телеграм - @make_biz

ВК - vk.com/makebiz.online

ФБ - facebook.com/makebiz.online/