Как вернуть потерянное и что делать, чтобы этого не произошло

24.06.2018

В дни чемпионата мира банки обращают особое внимание на операции по картам, ЦБ также выпустил рекомендации по работе банкоматов и POS-терминалов в торговых точках, чтобы пресечь кражи денег. Мы узнали у людей, которые столкнулись с киберпреступниками, как они возвращали свои деньги, а также выяснили, как безопасно расплачиваться в кафе и пользоваться общественной сетью Wi-Fi.

СМС из Колумбии

АЛЕНА

юрист

Когда деньги с моей карты сняли в Колумбии, я в Москве у себя дома на кухне заваривала чай. Мне стали сыпаться СМС-сообщения, что кто-то снимает по 500 долларов и списывается комиссия в рублях. Когда средств стало недостаточно, мошенники попытались снять меньше, но банк отказал в операции, так как она показалась подозрительной, и карту заблокировали. Тогда на карте у меня было даже больше обычного — около 200 тысяч рублей. Я стала дозваниваться в Сбербанк, и оператор подтвердил, что в Латинской Америке произошло снятие средств. Еще меня сразу же начали спрашивать, была ли карта застрахована, хотя я считаю, что услуги по сохранности моих средств банк должен оказывать и без всякой страховки.

На следующий день я написала заявление в офисе Сбербанка, подтвердила, что готова предоставить все документы, подтверждающие, что я никогда не была в Колумбии. В заявлении обязательно надо указать, что я никому не передавала саму карту, ее данные и ПИН-код. Тогда мне пообещали, что мое заявление рассмотрят в течение какого-то срока.

Я слышала, что несколько лет назад в банкоматах ставили оборудование, которое воровало данные с карт и потом передавало их мошенникам. Таких ситуаций со снятием средств в других странах было довольно много. Пострадал даже какой-то относительно известный актер, но у него карта как раз оказалась застрахована, и деньги ему вернули очень быстро.

Эта история тянется с апреля. У банка есть правила проверки и рассмотрения, направления запросов в другие организации. Еще, как я понимаю, сроки устанавливают сами платежные системы, та же Visa. Недавно удалось поговорить не с оператором, а с человеком, который занимается моей проблемой. Сбербанк направил запрос в банк Колумбии. Обещают все решить в ближайшее время, а при выпуске новой карты я поставила запрет на операции за границей.

Официанты под подозрением

АННА

журналист

Я много путешествую, и периодически мне приходится решать проблемы с банковскими картами. Пару лет назад с моей кредитки Ситибанка кто-то оплатил покупки в парижском Apple Store. Я в то время была в Москве, но, полагаю, данные карты списали чуть раньше, в одном из итальянских ресторанов — я отдала ее официанту (большая ошибка!), он ушел с ней в подсобку и долго возился.

Я пришла в отделение банка и заполнила бумаги на оспаривание операции, но этого оказалось недостаточно — сотрудники потребовали от меня написать заявление в полицию. Так что я потратила еще несколько часов в отделении. Деньги в итоге вернулись примерно через месяц — Visa рассмотрела заявление и признала, что я не могла совершить эту покупку.

Этой зимой банк «Тинькофф» заблокировал мою кредитку — якобы данные были скомпрометированы. Возможно, виной тому снова стала попытка расплатиться ей в кафе. На этот раз я подошла к кассе, сначала кассир использовал один терминал, и он выдал ошибку, затем попробовал второй, и оплата прошла. О таком способе воровства данных с карты позже сообщили в новостях. Поскольку я была за границей, пришлось просить выслать мне новую карту на почту. Операторы колл-центра не знали о такой опции — я написала жалобный пост в фейсбуке, и вдруг выяснилось, что это возможно.

Как безопасно расплачиваться в кафе

ВЯЧЕСЛАВ КАСИМОВ

директор департамента информационной безопасности Московского кредитного банка

Нужно всегда обращать внимание на терминал и чек, который вам обязаны отдать. На терминале обычно есть наклейка обслуживающего банка, а в чеке отражены реквизиты юридического лица, которые можно проверить. Например, ИНН или адрес заведения. Также не стоит передавать карту официантам в руки. Недобросовестные сотрудники могут переписать CVV-код и попробовать совершить покупку там, где не обязательно вводить ПИН-код, например в интернет-магазине.

Как безопасно снимать деньги в банкомате

Стандартный совет при использовании банкомата — прикрывайте ладонью ПИН-пад, а после ввода ПИН-кода прикладывайте ладонь к клавиатуре, чтобы считать ваш код с помощью видеокамеры или теплового следа на металлических кнопках было невозможно.

Что делать, если карту заблокировали

В первую очередь необходимо связаться с банком и понять причину блокировки. Если причиной блокировки стала подозрительная операция, которую вы не совершали, нужно следовать рекомендациям официального представителя банка, который, скорее всего, предложит перевыпустить заблокированную карту.

Одной из самых распространенных причин блокировки карт является вирус. В этом случае мобильное устройство следует сбросить до заводских настроек, а ноутбук или ПК потребуют переустановки операционной системы. После перезагрузки необходимо заново войти в мобильный банк.

В целях безопасности не стоит добавлять публичные сети в доверенные и ставить незнакомые приложения, которые могут потребовать для авторизации ввод персональных данных. Также не доверяйте ненадежным сертификатам при подключении к незнакомым или публичным Wi-Fi-сетям из-за высокого риска перехвата отправляемых вами данных злоумышленниками. И как можно чаще обновляйте свои устройства.

https://www.the-village.ru/village/business/personal-finance/315975-problemy-s-kartoy