Это интересное кино (Часть 1)

18 May 2018

Авторы некоторых известнейших фильмов с самого начала скрыли в своих творениях нечто такое, что совершенно не заметно на первый взгляд, и открывается внимательному наблюдателю лишь по зрелом размышлении. Иногда это довольно ошеломляющие вещи, которых ну никак нельзя было ожидать от данного конкретного фильма.

Скрытые смыслы известных фильмов, подтвержденные их авторами

Существование скрытых смыслов подтверждается, в основном, в интервью со сценаристами и режиссерами с коллекционных DVD. Тогда, порой много лет спустя после премьеры, авторы признаются, какие (порой жутковатые) тайные моменты были совершенно намеренно встроены ими в их знаменитые и такие популярные фильмы — в надежде, что рано или поздно их кто-то обнаружит.

ВАЛЛ-И — погубитель Земли

Фильм «ВАЛЛ-И» на первый, а также и на второй взгляд - трогательная история про маленького робота, который в одиночку пытается убрать огромные залежи мусора на опустевшей Земле, покинутой людьми семь веков тому назад. Но мало кто знает, что в очаровательном, идеально адаптированном под детскую аудиторию сюжете скрыт дивный поворот: милый главный герой, маленький робот ВАЛЛ-И — сумасшедший убийца и причина того, что человечество оставалось бездомным сотни лет.

А вот и доказательство сему выверту сознания, однажды подтвержденное на одном онлайн-ресурсе Питом Доктером, всего лишь автором сценария фильма.

Мертвые роботы вдоль дорог стоят

Мы знаем, что человечество улетело с Земли семьсот лет назад, предварительно захламив ее до невозможности. Люди оставили на планете тысячи роботов-уборщиков, чтобы они справились со всем этим мусором, и через несколько лет люди могли вернуться назад. Но вот прошли семь веков, и что же? Земля все так же представляет собой огромную свалку, а среди уборщиков остался один-единственный робот... Остальные тоже есть в кадре - это их безжизненные останки, которые ВАЛЛ-И использует в качестве источника запчастей, напевая песенки в процессе отламывания конечностей от своих некогда живых собратьев.

Мало кто обратил внимание на то, что нам так и не объяснили, почему оставленные людьми роботы вышли из строя, Земля осталась неприбранной, и люди проболтались в космосе до потери человеческого облика. Что произошло? Почему среди всех роботов жив только один? И почему он такой необычный?..

Старый был стройнее

В сюжете «ВАЛЛ-И» скрыто мощнейшее пасхальное яйцо, отсылающее нас аж к концепции «Короткого замыкания» 1986 года - фильма, основанного на рассказе великого фантаста Азимова «Робот ЭЛ-76 попадает не туда». Военный робот «Джонни пять» в результате удара молнии становится разумным существом. Невооруженным взглядом видно, как гусеничный ВАЛЛ-И похож на своего предшественника — его дизайн моментально напоминает внешний вид «Джонни пять». Но если Джонни творил исключительно добро, то история «помешательства» ВАЛЛ-И несколько мрачнее.

Кубик с кубиком

В результате ошибки программирования ВАЛЛ-И, как и «Джонни пять», «попал не туда», обретя разум — мы видим что он совершенно очевидно одушевленное существо, он даже оказался способен на романтические чувства к роботу по имени ЕВА, прилетевшему на разведку с корабля людей. И вот сотни лет назад ставший разумным робот обнаружил себя на захламленной планете, окруженный безмозглыми механизмами, пытающимися убрать мусор. Их стремления вошли в противоречие с желаниями ВАЛЛ-И — как мы видим в начале фильма, наш герой, вместо того, чтобы прибираться, просто строит из мусора небоскребы, да тысячами собирает всякие безделушки вроде старого кубика Рубика и мечтательно пялится на них с милым кудахтаньем.

Мне нужна твоя нога

И вот одушевленный, но чокнутый ВАЛЛ-И принял решение уничтожить всех роботов, чтобы они не растаскивали любезный его сердцу человеческий мусор. В течение долгого времени он занимался тем, что планомерно убивал всех уборщиков на Земле, пока не прикончил последнего из них и не остался в полном одиночестве, шатаясь с песенками по поверхности планеты, и отрывая запчасти от неподвижных тел своих собратьев. Только примерьте это на людей, и представьте себе человека, который рыщет по огромной свалке в поисках трупов убитых им людей, и, напевая что-то себе под нос, отделяет от тел конечности, чтобы потом носить их на себе. Все верно: перед вами возникнет картина спятившего маньяка, вроде Буффало Билла из «Молчания ягнят». Ну а Земля вполне логично так и осталась неубранной — на всей планете только один уборщик, и тот ненормальный. Не уничтожь ВАЛЛ-И всех уборщиков, возможно, люди вернулись бы домой уже давным-давно, пока они еще не превратились в ожиревшие овощи.

Вот так история про маленького трогательного робота внезапно оборачивается странной картинкой: сошедший с ума от одиночества главный герой, сидящий в пустыне, покрытой мертвыми телами убитых им собратьев, погубивший планету, навеки утонувшую в хламе. Недаром шатающийся по пустой планете робот некоторым сперва показался малость жутковатым.

Энди — безотцовщина

Великолепная во всех отношениях трилогия «История игрушек» с первого взгляда не кажется особенно сложной, и претендующей на раскрытие неких глубоких тем. Однако это не так, причем доподлинно известно, что скрытые смыслы были убраны сценаристами с поверхности совершенно намеренно. Этакое послание «для тех, кто понимает», хотя понимающих оказалось полным-полно.

Так, от пристального взгляда поклонников мультфильма не ускользнуло идеальное отсутствие в жизни Энди его отца. О нем просто-напросто ни разу не упоминается — его нет на фото, висящих на стенах, его нет на видео, снятом мамой Энди, его... в принципе нет. Это подтверждается еще и отсутствием на руке мамы Энди обручального кольца.

Таким образом, фильм ясно дает нам понять, что Энди с сестренкой растет у матери-одиночки, и в его жизни нет отца, который мог бы учить его и подавать ему пример. Неудивительно, что это сыграло такую важную роль для всей трилогии: именно отсутствие папы в жизни Энди заставляет его испытывать столь сильную привязанность к куклам с ярко выраженными мужскими характерами — смелому ковбою Вуди, и мужественному космонавту Баззу, с его явными лидерскими качествами. Своего рода психологическое обоснование героя, признак глубокого и умного кино.

Мультяшки = угнетенные чернокожие

Кролик выглядит угнетенным

«Кто подставил Кролика Роджера» - с виду вполне себе развлекательная картина, в которой нелегко отыскать намек на какую бы то ни было серьезную проблему. Истина заключается в том, что режиссер Роберт Земекис включил в свое творение не просто намек, а мощно проработанную тему расовой сегрегации, настолько недетскую, насколько это вообще возможно. И сделал это намеренно.

Вся картина о взаимоотношениях нарисованных мультяшек и реальных людей — не что иное, как могучая аллегория противостояния цветных и белых в послевоенном Лос-Анжелесе. Этому есть много неопровержимых доказательств. Во-первых, действие фильма происходит в 1947 году, в зените эры издевательских «законов Джима Кроу», когда разделение общества на белых и цветных в Америке достигло своего апогея. Черные и белые буквально не могли находиться в одном месте — вплоть до того, что средства общественного транспорта были разделены на две половины, для белых и для черных (и на полном серьезе рассматривался проект об организации для черных своего отдельного транспорта, чтобы белые вообще не находились в одном помещении с нечистыми цветными.) Очевидно, что мультяшки среди людей в фильме «Кто подставил кролика Роджера» — это «цветные среди белых».

У нас тут своя атмосфера

Судите сами. Основная часть мультяшек живет в Мульттауне — там буквально днем с огнем не сыщешь реального человека, точно так же как белого было не отыскать в послевоенных черных гетто Лос-Анжелеса. Далее: люди в фильме совершенно явно считают мультяшек существами второго сорта, и не скрывают своего к ним пренебрежения. И наконец, само английское название «мультяшек» - «toons» - звучит как «coons», буквально «черномазые», оскорбительное словечко, бывшее в широком ходу во времена расового разделения.

Далее: злобный Судья, главзлодей фильма, задумал снести Мульттаун, чтобы, все правильно, проложить скоростное шоссе для людей, точно так же, как американские власти в середине 20 века сносили трущобы чернокожих с насильственным выселением последних в социальное жилье, даже и не думая спрашивать жителей об их мнении — оно, как и мнение мультяшек в фильме, белых не особенно интересовало.

Еще параллели? Земекис не поскупился! Обратите внимание, как много мультяшек в его фильме работает прислугой, или развлекает людей со сцены — именно этим занимались черные во времена сегрегации. Феерическое выступление Даффи Дака и Дональда включает в себя залихватское бренчание на пианино — в точности в той же манере, в какой играли в пятидесятых чернокожие таперы со сцен ресторанов.

Это дело я люблю

И, как и всякий сильный автор, Земекис шагнул даже дальше очевидных вещей, спрятав в свое «детское кино» несколько совсем уж взрослых параллелей. Одна из них — сравнение Судьи с Дядей Томом, классическим персонажем, предавшим свою расу. В финале мы узнаем, что зловещий Судья сам является мультяшкой, и он, со своим стремлением уничтожить всех собратьев, после чего самому вечно притворяться человеком, является подлым предателем «своих». Аналог злобного негра Стивена в исполнении Сэмюэла Джексона в «Джанго освобожденном».

А ты вроде ничего...

Напоследок — самое смачное. Взаимоотошения частного детектива с Джессикой Рэббит, гиперсексуальной супругой кролика Роджера, символизируют одержимость белых мужчин времен сегрегации черными женщинами. Эдди Валентайн явно испытывает влечение к Джессике, и это влечение кажется ему запретным — точно так же, как белые мужчины терзались комплексом вины, обнаружив, насколько привлекательными могут быть для них «запретные» чернокожие дамы...