Плата за мост. Вологодская компания ВАД во вторник попала в санкционный список Евросоюза

Теперь подрядчик строительства трассы «Таврида», которая соединила Крымский мост с полуостровом, вместе с другими компаниями, участвовавшими в строительстве Крымского моста, попал под ограничения, введённые ЕС в отношении российских физических и юридических лиц ещё в 2014 году.

«В рамках политики непризнания Союзом незаконной аннексии Крыма и Севастополя Совет рассматривает строительство Керченского моста в качестве дальнейших действий, подрывающих территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины. Строительство этого моста и его официальное открытие 15 мая 2018 года являются ключевыми символическими шагами в установлении контроля Российской Федерации над незаконно аннексированным Крымом и Севастополем и дальнейшей изоляции полуострова от Украины», — говорится в заявлении Совета Европейского Союза.

АО «ВАД» занимает особое место в системе дорожного строительства России и экономике Вологодской области.

Вологодская «прописка»

Что касается региона, то ровно год назад руководство «Высококачественных автомобильных дорог» (ВАД) в лице своих владельцев Валерия Абрамова и Виктора Перевалова приняли решение сменить «домашний» регион — перерегистрировав компанию из Петербурга, где она исторически возникла, в Вологду.

В качестве причин переезда источники «Делового Петербурга» в 2017 году называли сложные отношения с руководством города. Кроме того, возможно, на решение учредителей повлияла «усталость» от бюрократических сложностей в работе с местной налоговой службой.

То, что ВАД переехал именно в Вологду, не выглядит большой неожиданностью, если учесть, что это родина одного из учредителей компании — Виктора Перевалова, который с 2010 года он, если верить данным СПАРК, приобретал в Вологодской области землю и объекты недвижимости.

К тому же ВАД не первый год работает на дорогах региона — с 2013 по 2016 годы компания получила от управления «Холмогоры» (одно из учреждений Министерства транспорта в Вологде) подряды на 25,5 млрд рублей, и еще на 4,2 млрд рублей — от Управления автомобильных дорог Вологодской области. Большой объём ремонтных работ ВАД выполнил на уличной дорожной сети Череповца.

На Вологодчину ВАД приходит, что называется, не с пустыми руками — буквально накануне принятого учредителями решения о перерегистрации компания получила крупнейший в своей истории подряд: ВАД без конкурса был назначен генеральным подрядчиком строительства дороги к Керченскому мосту и трассы «Таврида», соединяющей Керчь, Феодосию, Симферополь и Севастополь.

Такое решение объясняется тем, что в Крыму действует особый порядок госзакупок, по которому назначить поставщика можно решением главы республики.

В Вологодской области сразу после перерегистрации компания «Высококачественные автомобильные дороги» (ВАД) без конкурса (она была на Вологодчине, как и в Крыму, единственным участником аукциона) получила подряд на ремонт 31 километра трассы Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг. Вологодская область готова потратить на ремонт этого участка 997,8 млн руб. Согласно аукционной документации, все работы должны быть выполнены до конца ноября 2020 года.

Кроме того, компания для руководства области немедленно стала примером, доказывающим привлекательность региона для инвесторов и его (региона) благоприятный налоговый климат.

Дорога с односторонним движением

Что касается рынка дорожного строительства, то с 2009 года выручка ВАД демонстрировала стремительный рост, увеличившись к 2016 году более чем в 3,3 раза. Эксперты объясняют этот факт, особенно удивительный на фоне падения дорожно-строительного рынка, тем, что многих конкурентов ВАД просто-напросто «смыла» волна банкротств, захватившая рынок в кризис. Из-за сокращения объемов госзаказа свернули деятельность или обанкротились десятки петербургских компаний, в их числе такие гиганты, как «Мостоотряд 19», портфель госзаказов которого в лучшие годы достигал 34,4 млрд рублей, и «Мостострой 6». В 2015-м «Мостоотряд 19» обанкротился.

Так что успехи ВАД во многом объясняются проблемами конкурентов, которых становится всё меньше — в 2017 году, по подсчетам Рейтингового агентства строительных компаний (РАСК), число строительных компаний в Петербурге и Ленобласти сократилось с 14 тыс. до 11,9 тыс.

Но, как объясняют участники рынка, дело не только в этом. Ещё одна причина того, почему на конкурсы с участием ВАД не подают заявки компании с дефицитом заказов, заключается в их неспособности быстро развернуть работы в отдаленных районах.

Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность, что оно получит контракт, так как оно имеет больше оборотных средств, располагает собственными мощностями по производству стройматериалов, отмечают участники рынка.

Как бы то ни было, но экономические достижения ВАД впечатляют. В 2017 году компания заключила 37 контрактов общей стоимостью 190 млрд рублей, из которых 137 млрд рублей ВАДу причиталось за работы по строительству и реконструкции трассы «Таврида». В 2018 году «ВАД» заключила 30 контрактов на сумму 42 млрд рублей.

Это хорошие деньги. Ради них можно потерпеть и санкционные неудобства. Тем более, что они для фигурантов очередного списка не очень обременительны. Скорее даже участие в подобном списке можно рассматривать как дополнительную «медаль» за особые заслуги перед государством, которая со временем может стать дополнительным аргументом при распределении новых подрядных миллиардов...

Да, собственно, это распределение уже началось — АО «ВАД» выиграло госконтракт на строительство первого этапа нового моста через Шексну в Череповце и на строительство обхода Вологды...

Подробнее - на сайте

СамолётЪ