Как улучшить работу мозга?

Как мы учимся? И почему одним учеба дается легче, чем другим?
Изучение мозговой деятельности открывает перспективы, как для понимания физиологии человека, так и для осмысления вопроса: Что же делает нас теми, кто мы есть?
Наше представление о мозге меняется с головокружительной скоростью. Многие из них оказались неверными или неполными. Например, мы полагали, что мозг способен меняться только в детстве, а теперь выяснилось, что это не так. Неверно также считать, что человек использует только отдельные части мозга.
Каждый раз, приобретая новые знания или навык, вы изменяете свой мозг. Это называется нейропластичностью. Исследования выявили, что на изменение в мозге влияет наше поведение и эти изменения не зависят от возраста. Нейропластичность - ключ ко всем изменениям. Что это такое? К примеру, нейробиолог доктор Сара Маккэй объясняет:
"Пластичность у взрослых повышается при условии соблюдении особых правил, которые способствуют "активации" этого свойства мозга." Несмотря на возрастное снижение некоторых когнитивных способностей, существуют меры, которые можно принять, чтобы привести механизм нейропластичности в действие. Среди таких мер: фокусирование внимания, поддержание общего хорошего состояния и постоянный труд.

Принципы, необходимые для реорганизации мозга:
1. Как правило, изменения ограничиваются ситуациями, в которых мозг настроен на трансформацию. Если вы активны, вовлечены, мотивированы, готовы к действиям, мозг вырабатывает химические вещества, необходимые для запуска изменений. И напротив, если вы невнимательны, отвлечены, не обдумываете свои действия, нейропластичность мозга снижается.
2. Чем больше усилий вы прилагаете, чем выше уровень мотивации, чем значительнее конечный результат, тем сильнее меняется мозг. Если вы сконцентрированы на задаче и действительно пытаетесь овладеть каким-либо навыком, изменения будут впечатляющими.
3. Изменения в мозгу - результат укрепления связи между нейронами. Чем чаще вы практикуете какое-либо действие, тем более прочными становятся нейронные связи, чтобы запечатлеть все элементы опыта (сенсорную информацию, движения, когнитивные паттерны).
4. Изменения, запускаемые в силу обучения, способствуют изменению клеток, в результате чего его функции улучшаются. Клетки мозга можно сравнить с командой людей - чем лучше они организованы, тем лучших результатов удается достичь.
5. Мозг также укрепляет связи между группами нейронов при регулярном выполнении определенных действий. Это позволяет мозгу предугадывать ваши действия.
6. Первоначальные изменения являются временными. Сначала ваш мозг фиксирует изменение, а затем определяет, нужно ли переводить его в категорию постоянных действий или нет. Одноразовые действия переходят в категорию постоянных, если ваш мозг считает пережитый опыт достаточно значимым или интересным, учитывая при этом характер результата - положительный или отрицательный.
7. Мозг изменяется благодаря внутреннему повторению с задействованием процессов, которые контролируют изменения, произошедшие в результате взаимодействия с внешним миром. Иногда, чтобы задействовать нейропластичность, достаточно задействовать воспоминания.
8. Память направляет и контролирует львиную долю процесса обучения. По мере освоения навыка ваш мозг фиксирует все успешные моменты, пытаясь вычеркнуть из памяти неудачи. Затем, вспоминая хорошее, он вносит коррективы, необходимые для улучшения процессов в дальнейшем.
9. Каждый момент обучения предоставляет мозгу возможность стабилизироваться - уменьшить потенциальные "помехи". Это означает, что, когда мозг укрепляет определенные нейронные связи, когда вы обучаетесь новому, он ослабляет другие нейронные соединения, неиспользуемые в такие моменты. Таким образом, негативные изменения в мозгу сводятся к минимуму, поскольку мозг концентрируется на интересной и значимой деятельности.
10. Нейропластичность мозга - палка с двух концов: она может служить для инициации как позитивных, так и негативных изменений. Мозг действует по принципу "все или ничего". Он с одинаковой легкостью может улучшить свои способности и свести их к минимуму - все зависит только от Вас.

Какие итоги мы может подвести? Чтобы, повлияв на мозг, улучшить свою жизнь на многих уровнях, придется потрудиться. Мозг способен развиваться, если вы направите его на правильный путь, в противном случае, вас ждет ухудшение когнитивных функций. Чтобы использовать нейропластичность мозга во благо, необходимо постоянно учиться новому, овладеть мастерством концентрации и позитивного мышления, уметь правильно ставить цели и не отступать перед трудностями.

Image Credit: Kestutis Nakas. “Your Program of Programs,” episode 4. 1982. Video (black and white, sound), 30 min. The Museum of Modern Art, New York
Image Credit: Kestutis Nakas. “Your Program of Programs,” episode 4. 1982. Video (black and white, sound), 30 min. The Museum of Modern Art, New York