Уникальный советский фильм о Гулливере, аналогов которому не было даже в Голливуде

4,4k full reads

Уникальный советский фильм о Гулливере, аналогов которому не было даже в Голливуде

В 1935 году в мировом кинематографе произошла сенсация – на экраны вышел советский фильм «Новый Гулливер». До этого такой полнометражной картины с объемной мультипликацией, совмещенной со съемкой «реальных» людей просто не было.

Эту картину сразу же закупили более 30 стран мира. Однако режиссеру фильма Александру Птушко работа над картиной далась очень трудно и даже привела к сердечному приступу.

В основу картины легла часть произведения Свифта о приключениях Гулливера в Лилипутии, но только с поправками на те годы. Главным героем стал пионер Петя Константинов, который случайно уснул с книгой Свифта и увидел себя в стране, где живут лилипуты и царят нравы загнивающей западной буржуазии.

Роль Пети досталась московскому школьнику Володе Константинову, ну а лилипутов сыграли полторы тысячи кукол.

Уникальный советский фильм о Гулливере, аналогов которому не было даже в Голливуде

На съёмочной площадке происходило настоящее волшебство – человек играл вместе с куклами, которые были изготовлены вручную. Чтобы их мимика была как можно больше похожа на реальную, на каждую произнесенную куклой букву лепили отдельную маску.

После того, как кадр был отснят, камеру останавливали и меняли маску на следующую. Работа была проделана титаническая.

Чтобы получить всего один метр отснятой пленки, приходилось более 50 раз останавливать и включать камеру. На каждую минуту отснятого материала уходило 30 метров пленки.

Александр Птушко сам придумал конструкцию кукол. Лилипуты-богачи были изготовлены из глины и походили на героев сатирических плакатов довоенного времени – уродливые, пузатые или, напротив, тощие. Зато каждый богач был не похож на другого. Пролетариев сделали похожими друг на друга, но зато внешне симпатичными. Их изготавливали из цветного пластилина, который держался на проволочном каркасе.

Отдельно стоит упомянуть про звук. В фильме лилипуты говорят «кукольными» голосами, что тоже было впервые в кинематографе. Птушко изменял частоту прохождения звука голосов людей, которые озвучивали лилипутов.

Уникальный советский фильм о Гулливере, аналогов которому не было даже в Голливуде

Именно в этом фильме кукла писклявым голосом выводила рулады:

Моя лилипуточка, приди ко мне.
Побудем минуточку наедине.

Так режиссер спародировал песни Александра Вертинского, которые в то время считались мещанскими и пошлыми. Песенка куклы моментально стала популярной.

Съемки картины уже длились больше года. От нервного напряжения и переутомления у Птушко случился сердечный приступ, однако отлеживаться в больнице он наотрез отказался – уговорил медиков выписать его через несколько дней.

Когда фильм показали на Венецианском фестивале, овации были оглушительными. После этого посыпались многочисленные заявки на покупку картины. Птушко звонил Уолт Дисней, уговаривая его приехать работать в Голливуд. И сам Чарли Чаплин высказал восхищение работой режиссера.

Ехать в Голливуд Птушко отказался. Он и в СССР получил большую премию и разрешение открыть свое творческое объединение – будущий «Союзмультфильм».

Уникальный советский фильм о Гулливере, аналогов которому не было даже в Голливуде

Насчет Володи Константинова Птушко говорил, что ему нужно непременно поступать во ВГИК. Однако после окончания школы Володя попал в армию и его направили на войну с Финляндией. Вернувшись, он поступил в технический вуз, но закончить ему его не довелось – грянула война.

Владимир ушел на фронт добровольцем, и в 1944 году героически погиб в бою под Нарвой.

Фильм же так и остался гениальным произведением советского режиссера которым восхищались миллионы.

Также смотрите:
Валентин Зубков: его жизнь перечеркнул один летний день
Рина Зеленая: 40 лет абсолютного счастья и 14 лет горести
Сергей Захаров: почему в его бедах винили Сенчину?