Когда взыскание расходов с собственников на установку телеметрических радиомодулей в составе ОДПУ незаконно

Когда взыскание расходов с собственников на установку телеметрических радиомодулей в составе ОДПУ незаконно

Когда Ной строил ковчег, никакого дождя не было

Говард Рафф (об инициативе)

Уже в далеком 2017 году в нашем блоге была размещена статья, подкрепленная судебной практикой, о том, что РСО имеет право на требование (в принудительном порядке - на взыскание) задолженности по расходам за установку общедомовых приборов учёта (далее – ОДПУ) с управляющих организаций, в течение деятельности по управлению МКД которых остаётся долг за период рассрочки платежей по расходам за установку ОДПУ до 5 лет. Об этом можно прочесть здесь.

Годы идут, а обязательства остаются. До настоящего времени являются актуальными судебные споры данного рода - о возмещении управляющими в пользу РСО расходов на установку ОДПУ.

Один из таких случаев, когда исковые требования РСО по указанным выше основаниям были удовлетворены частично, рассмотрим в настоящей статье.

Муниципальное предприятие г.Пскова «Горводоканал» (далее - РСО) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Седьмой район" (далее - ответчик) о взыскании более 600 тысяч рублей.

Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» МП г. Пскова РСО осуществило установку ОДПУ в многоквартирных жилых домах г. Пскова, в том числе находящихся в управлении УО.

Возражая против удовлетворения иска в заявленном размере, УО ссылалась на неправомерное включение РСО в состав затрат стоимости радиомодуля, неправомерного включения в состав затрат расходов по замене узлов учета, неправомерного произведения расчета суммы долга без учета положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, сформулированную в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, поскольку ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, неправомерное начисление процентов на задолженность помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Суд, удовлетворяя иск, согласился с доводами УО, отказав в части расходов на установку радиомодулей в комплекте с ОДПУ (дело №А52-4438/2019).

Не согласившись с данным решением истец и ответчик прошли немалый путь судебных разбирательств.

Вышестоящие суды первую инстанцию поддержали, с чем согласился и Верховный суд РФ, указав в Определении от 01 февраля 2021 года № 307-ЭС20-21385 следующее:

  • по сути, спорное оборудование (радиомодули) является автоматизированной информационно-измерительной системой учета ресурсов и передачи показаний приборов учета;
  • основное назначение радиомодуля - хранение и передача информации о текущих показаниях на счетчике, почасовой архив потребления, посуточный и помесячный архивы данных; радиомодуль предназначен для дистанционного снятия показаний, является стационарной беспроводной системой сбора данных, пригодной для применения счетчиков любого типа;
  • спорный прибор имеет самостоятельную техническую документацию (паспорт), индивидуальный серийный номер, может быть установлен на счетчиках любого типа;
  • поэтому радиомодуль, по сути, является дополнительным оборудованием к установленным в МКД ОДПУ;
  • РСО не опровергла выводы суда первой инстанции о том, что способность измерения потребленного ресурса установленными в МКД ОДПУ не зависит от наличия либо отсутствия этого спорного оборудования;
  • тот факт, что поставка узлов учета осуществлена производителем счетчиков с уже установленным, сконфигурированным модулем, сам по себе не означает, что это единое целое, эксплуатировать которое отдельно одно от другого невозможно;
  • при этом согласно п.10 Правил № 776 коммерческого учета воды, установка в узлах учета телеметрических модулей для дистанционной передачи показаний приборов учета не является обязательной, производится при наличии соответствующего финансового и технического обеспечения,
  • установка радиомодулей произведена по заданию РСО, а доказательств того, что на общих собраниях собственников МКД принимались соответствующие решения о компенсации дополнительных затрат РСО в части подключения к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, в материалы дела не представлено;
  • указанный вышек запрет распространяется в равной степени как на случаи установки приборов учета по инициативе собственников, так и на случаи установки приборов учета по инициативе РСО в порядке, предусмотренном Законом об энергосбережении;
  • следовательно, возложение на собственников помещений МКД расходов по установке спорных радиомодулей противоречит требованиям действующего законодательства.

Рассмотренное решение – абсолютно справедливо. Судебный спор показал, что в отношении чужого имущества инициатива наказуема. Нормы права, в частности часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязывающая РСО совершать действия по оснащению МКД приборами учета, не означает, что она имеет право устанавливать необоснованно высокую стоимость таких приборов учета, либо включать в нее расходы на установку дополнительного оборудования, не предусмотренного действующим законодательством.

Компания «Бурмистр.ру» 3 и 17 августа проведет вебинары. Заявки и программы — вот здесь.