Последнее письмо Чибиса или порядок заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Проблема вывоза ТКО и работа с региональным оператором по вывозу ТКО на сегодняшний день является головной болью управляющих организаций и органов местного самоуправления. Понятно, что в связи с началом работы регионального оператора, услуга «обращение с ТКО» станет в разы дороже и увеличатся расходы управляющих организаций, если они не переведут собственников на прямые договоры. При этом возрастет ли качество вывоза ТКО? Большой вопрос.

Как следует из заголовка статьи, сегодня речь   пойдет о заключении договора с региональным оператором на вывоз ТКО и письме Минстроя от 16.10.2018 года № 41963-АЧ/04 за подписью А.В.Чибиса. Видимо, накануне смены места работы Андрей Владимирович решил напоследок обрадовать управляющие организации.

Далее приводим цитату из письма Минстроя: «в соответствии с частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, с собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).

Учитывая изложенное, в случаях, когда по состоянию на 3 апреля 2018 г. в соответствии с Соглашением (либо в силу отсутствия Соглашения) между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, такой договор заключается непосредственно между собственниками и региональным оператором. При этом наличие оснований, указанных в п.1 части 1 и части 2 статьи 157.2 ЖК РФ, не требуется».

Да, если бы все было так просто, и по письму Минстроя заключение договоров с региональным оператором отменили, то, наверное, многие управляющие организации   хоть в этот раз вспомнили   А.В.Чибиса добрым словом.

Но, к сожалению, не все так просто. Чтобы понять, как в реальности обстоят дела с заключением договоров на вывоз мусора, обратимся к нормам законодательства и судебной практике.

Согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил.

Обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг (пп. «ж» п.4 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, далее - Правила 354).

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора . Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как указано в ч.12 ст.161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст.157.2 ЖК РФ рассматривает ситуацию, когда у собственников уже заключен договор с региональным оператором (либо по решению общего собрания о переходе на прямые договоры, либо в связи с расторжением договора между региональным оператором и управляющей организацией за долги).

Ну, а поскольку в большинстве регионов нашей необъятной родины региональный оператор начнет свою работу только после нового года, то исключения, предусмотренные ч.1 ст.157.2 на нашу ситуацию не распространяются.

Обязанность управляющей организации заключить договор с региональным оператором возникает в силу закона и подтверждается судебной практикой по обжалованию управляющими организациями предписаний ГЖИ о понуждении заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (по регионам, где региональный оператор уже начал свою работу):

Так в Решении Арбитражного суда Ивановской области от 15 мая 2018 г. по делу № А17-530/2018(Оставлено в силе Постановлением второго Арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018г)указано, что в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на управляющей организации как на исполнителе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2018 № Ф01-2362/2018 по делу № А17-9036/2017, с позицией которого согласился ВС РФ (Определением Верховного Суда РФ от 13.09.2018 № 301-КГ18-13640 отказано в передаче дела № А17-9036/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)суд разъяснил, следующее: проанализировав указанные нормы и оценив документы, представленные в материалы дела, суды пришли к правомерному выводу, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги.

Следовательно, Общество, которое являлось управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в оспариваемом предписании, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязано заключить договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ну, а с Верховным судом уже не поспоришь.

Поскольку до нового года осталось совсем ничего, срочно займитесь проведением общих собраний собственников МКД дляпринятие решения о заключении собственниками жилых помещений, в порядке, установленном  п.4.4. ч.2 ст.44 ЖК РФ, прямых договоров  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с  ТКО   с 1 января 2019 года. В чем Вам поможет наш сервис по подготовке проведения общих собраний, а тех, кто пользуется нашей CRM-системой могут проводить собрание внутри сервиса и абсолютно бесплатно. 

Если провести собрание собственников по переводу на прямые договоры не удалось, Вам в обязательном порядке необходимо заключить договор с региональным оператором (в противном случае «прилетит» предписание ГЖИ).

Ну и конечно, никто не отменял протокол разногласий, если условия договора кажутся Вам неприемлемыми, смело подписывайте договор с протоколом разногласий и обращайтесь в суд для их урегулирования.

Напомним, что 5 декабря мы проводили вебинар по теме: «ТКО по-новому: чего нам ждать 01 января 2019 года». Купить запись вебинара можно по ссылке. 

Или же можно подключиться к «Закрытой ветке -2019». И тогда Вам станут доступны все вебинары уходящего года и наступающего. Подробнее о Закрытой ветке можно узнать тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.