1516 subscribers

Позиция Верховного суда РФ о необходимости средств измерения массы ТКО на полигоне для отходов

Позиция Верховного суда РФ о необходимости средств измерения массы ТКО на полигоне для отходов

В нашем блоге мы неоднократно затрагивали тему коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО):

  • о судебном споре по отказу регионального оператора осуществлять вывоз растительных отходов можно прочесть здесь;
  • о том, в чьи обязанности входит организация площадки для накопления ТКО читайте здесь;
  • про то, что платеж за ТКО обязателен даже если в квартире отсутствуют зарегистрированные и проживающие лица, указано тут.

В настоящей статье рассмотрим судебный спор, по которому суд высшей инстанции определил: полигон для отходов обязан быть оборудован средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

История получила начало в Брянской области, где Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования провело проверку предприятия и установило, что полигон не оборудован средствами измерения массы ТКО (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Сбор и вывоз ТКО осуществляло Муниципальное унитарное предприятие «Жирятинское ЖКУ» на место специально созданного полигона.

Муниципальное унитарное предприятие «Жирятинское ЖКУ» (далее – предприятие) осуществляло сбор и перевозку твердых коммунальных отходов в Брянской области на специально созданный полигон. Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Служба) провело проверку предприятия и установило, что полигон не оборудован средствами измерения массы ТКО (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Учитывая, что установленный факт в силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Служба обратилась в суд.

В свою защиту предприятие указало суду на отсутствие состава правонарушения: при учете отходов организация применяла нормативы накопления, выраженные в количественных показателях объема, а такой принцип не требует применения средств измерения.

Однако Арбитражный суд Брянской области (дело № А09-4213/2020) поддержал доводы Службы: предприятием эксплуатируется объект размещения отходов, не соответствующий установленным лицензионным требованиям, а именно: полигон ТКО не оборудован средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Последующие инстанции также усмотрели в действиях предприятия признаки нарушения и привлекли Муниципальное унитарное предприятие «Жирятинское ЖКУ» к административной ответственности, назначив штраф в 30 тысяч рублей в силу следующих норм:

  • деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов I –IV класса опасности подлежит лицензированию (ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
  • владельцы полигонов обязаны оборудовать их средствами измерения массы ТКО (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505);
  • доводы предприятия не опровергают неисполнение требований пункта 10 Правил № 505 и свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований (подпункт «а» пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062).

Верховный суд РФ Определением от 26 февраля 2021 года № 310-ЭС20-24471 также указал на необходимость наличия средств измерения:

«…Суды признали, что предприятием не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в связи с чем пришли к выводу о доказанности вины предприятия в совершенном правонарушении. Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф назначен в минимальном размере санкции нормы части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное, не установлено...».

Учитывая вышеизложенное и тот факт, что существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено, суд высшей инстанции отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка по ссылке.