Возмещение затрат на дезинфекцию и санитарную обработку МОП в МКД. Практика регионов.

Возмещение затрат на дезинфекцию и санитарную обработку МОП в МКД. Практика регионов.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, а общее имущество в многоквартирном доме – содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В период пандемии для предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди населения, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на управляющие организации легла обязанность по проведению дезинфекции и санитарной обработки мест общего пользования в МКД.

Поскольку средства на такие мероприятия не были заложены в размер платы, управляющие организации начали нести дополнительные расходы.

Ввиду указанных обстоятельств, в ряде регионов региональные и местные власти начали компенсировать управляющим организациям затраты на проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний среди населения.

Положениями ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) установлено, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.

В силу ч.1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Администрация муниципального образования в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе принять постановление об утверждении порядка предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с проведением профилактической дезинфекционной обработки мест общего пользования.

Порядок предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования в целях финансового возмещения затрат в связи с проведением профилактической дезинфекционной обработки мест общего пользования должен разрабатывается для проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний среди населения, в связи с угрозой распространения на территории региона новой коронавирусной инфекции, должен определять критерии отбора, условия, порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления.

Предоставление субсидий на основании такого порядка может осуществляться, например, за счет средств бюджета самого муниципального образования и/или за счет средств резервного фонда Правительства соответствующего региона или средств бюджета региона в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств.

В ряде регионов приняты соответствующие нормативные правовые акты по данному вопросу:

  • Постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 18 мая 2020 г. №900 «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории городского округа Первоуральск в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с проведением профилактической дезинфекционной обработки мест общего пользования».
  • Постановление Администрации городского округа Подольск Московской области от 30 сентября 2020 г. №1185-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Городского округа Подольск юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат, связанных с закупкой дезинфицирующих средств для обработки мест общего пользования в многоквартирных домах, в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
  • Постановление Администрации г. Воткинска Удмуртской Республики от 23 июня 2020 г. N 677 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение расходов по дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов за счет средств бюджета МО "Город Воткинск".
  • Постановления Правительства Ульяновской области №287-П от 05.06.2020 «О предоставлении в 2020 году юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ульяновской области, субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат в связи с проведением в указанных многоквартирных домах дезинфекционных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

На сегодняшний день уже имеется судебная практика по вопросам реализации такого порядка.

Интересный с правовой точки зрения случай произошел в Мурманской области. Администрация г. Оленегорска Мурманской области посчитала, что УО нарушила соглашение, заключенное в рамках Порядка предоставления субсидий организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, утвержденного Постановлением Администрации г. Оленегорска Мурманской области от 01 июня 2020 г. № 469, в части несоблюдения сроков использования субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, и обратилась в суд с требованием о взыскании выделенной субсидии.

В удовлетворении исковых требований судом первой инстанции было отказано.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 г. №13АП-9697/21 по делу №А42-10363/2020 суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе и указал следующее:

«… в нарушении статьи 65 АПК РФ, доказательств нецелевого использования средств субсидии, представления Обществом недостоверных сведений в ходе исполнения Соглашения истцом не представлено.

Как правильно указал суд первой инстанции, позиция Комитета основана на необходимости формального соблюдения условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, что не отвечает общим задачам и целям Закона N 209-ФЗ, а также Порядка №469.

Таким образом, учитывая, что цели, определенные Соглашением, достигнуты, допущенное Обществом нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в превышении срока расходования денежных средств на 2 дня, само по себе не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности возвратить средства субсидии в бюджет».

Вот так суд встал на сторону управляющей организации и не позволил забрать выделенное финансирование только лишь по формальному основанию.

Вопрос финансирования работ по санитарной обработке МОП до сих пор остается актуальным, считаем, что в случае отсутствия данного порядка в Вашем муниципальном образовании, управляющие организации могут обратиться в администрацию МО с предложением рассмотреть возможность установления порядка возмещения затрат.

Компания «Бурмистр.ру» 17 августа проведет вебинар «Все, что касается придомовой территории». Программа и заявка здесь.