Современная культура и общество. Какие угрозы?

Из выступления отца Андрея Ткачёва на молодёжном фестивале в Московской духовной академии. Подробнее в видео: https://youtu.be/qkIygUDquG4

Протоиерей Андрей Ткачёв
Протоиерей Андрей Ткачёв

Современный человек под постоянным влиянием и давлением культуры!

Спрятаться от культуры невозможно. Куда бы мы ни зашли – в маршрутку, в магазин, пусть даже поехали б на пикник, нас окружают ритмы и темпы современной музыки. Это все впитывается в нас. Мы тотально погружены, и это фактор нашей жизни.
Это статья для тех, кого интересует, почему христиане должны изучать культуру и в чем состоит труд верующего человека на поле культурного и духовного взросления? Почему нельзя допускать обскурантизм? Ведь культура имеет слишком много общего с Церковью, чтобы Церковь этим не занималась.
Многим известно, что современный житель мегаполисов – невротическая личность. Сон нам не приносит отдыха, мы болеем синдром хронической усталости. Если дать нам 2-3 дня полной свободы и тишины, то мы начинаем сходить с ума, мы ищем, где бы включить что-то. Естественный шум природы – непривычен. Тишина для нас – невыносима.
Современные христиане должны поставить перед собой ряд целей. Для начала надо понять, что в духовном возрастании есть лестница, которая символизирует постепенное восхождение. Это не прыгать с шестом, когда можно сразу преодолеть большое расстояние, это двигаться медленно и уверенно в определенном направлении. Причем двигаться вверх можно, даже если ты – слаб. Что может быть такой лестницей?
В мировой культуре существует много вещей, которые не являются духовными, тем не менее, являются важными ступеньками вверх для современного дикаря. Ведь можно сказать, что современная эпоха плодит дикаря. Человечество в своей массе показывает, что мы ужасно умные. Вроде, человечество победило, на уровне маленького человека – проиграло.
Современный мир продуцирует новые последствия, иногда оскотинивает человека, иногда демонизирует его. Если некоторые явления 20 века примитизировали, то современная культура – именно демонизирует.

протоиерей Андрей Ткачёв на круглом столе в Московской духовной академии
протоиерей Андрей Ткачёв на круглом столе в Московской духовной академии

Современные задачи церкви.

Задачей церкви есть из этого маленького человека при согласии человека сделать его сыном неба. Но давайте посмотрим на то, чем Церковь занимается сегодня? Она берет в руки урода и в общей среде мира пытается слепить с него нормального человека. То есть, уменьшились цели Церкви. Уже не сыном неба, уже просто «нормального» человека.
Мама плачет перед батюшкой: что делать сын пьет, или жена плачется –муж изменил. Другая проблема - мой муж хочет стать женщиной. Другая история: у меня брат в другой стране изменил пол, и умер, мне за него как молится – как за Антона или как за Антонину?
Аскеза всего не решает. Таинства не всегда становятся врачевством. Надо пройти этапы окультуривания. Как в мире музыки и искусства есть свои гиды и экскурсоводы, так и в церкви задачей верующего человека – умение объяснить то, что проиходит.
Христиане, которые в «теме», должны помогать не только так, чтобы от них отцепились. Но полностью от начала до конца быть помощником человеку. Если кто-то спросит, как приготовиться к Причастию, то надо не просто вручить Последование ко причащению, где человек столкнется с очень сложной византийской поэтикой, переведенной на церковную, удаленную от человека, но объяснить все непонятные места.


Из-за красоты и сложности возникает непонятность. «Твоя песнословцы Богородицы живый и независтный источниче». Батюшка, толкующий это для прихожан, берет на себя культурный труд. Иначе, мы лишаемся понимания. Тексты лишаются смысла, и начинают возникать фольклорные шутки, типа «Да исправится молитва моя я крокодила пред тобою».
Культурный труд – это и объяснение смысла икон, вида храмов и тд. Священики, катехизаторы, и не только, просто люди, рассказывающие эти вещи своим знакомым являются культур-триггерами, теми, кто продвигает культуру. В этом и состоит труд современного образованного верующего человека.
Можно встретить часто такой обскурантизм, когда проявляется неуместная ревность о чем-то святом при непонимании ситуации. Например, вы предлагаете кому-то сходить в театр, а Вам отвечают, что Серафим Саровский в театр не ходил.
Иоанн Шаховской говорил, что для человека, который знает величие Причастия и красоту Всенощной, поход в театр – маленький шаг вниз. Но для того, кто только увлекается футболом и ничего, кроме мата, не употребляет в речи, поход в театр на что-то простенькое – шаг вверх по лестнице.

Круглый стол 10 февраля 2018 год. Московская духовная академия
Круглый стол 10 февраля 2018 год. Московская духовная академия


Культура это первый шаг к просвещения и духовной жизни. Это первая ступень к достижению небожительства

Для многих людей перед тем, как зайти в церковные соборы, стоит зайти на «Бориса Годунова» Мусоргского.
Одному молодому монаху, желающему углубиться в подвигах, игумен монастыря дал почитать «Дэвида Копперфильда» Ч.Диккенса, чтобы «настроить свою душу». Духовные подвиги без доброты, в раздерганном состоянии, приводят к тому, что человек больше похож на гордого чудовища.
Даже монахи Оптинские говорили слушать хорошую музыку, читать хорошие книги, чтобы у нас было внутреннее противоядие. Воспитать в себе вкус - святоотеческий принцип.


Ссылка на группу в ВК:
https://vk.com/creative.orthodox.youth.workshop
Ютуб канал:
https://www.youtube.com/channel/UCDoyWkzo8h6AxZhTlINtCCQ?view_as=subscriber