Что писать в заключении, или как правильно закончить статью

Вывод, призыв или вопрос

Структура статьи как Отче Наш: как писать вводную знают все, но заключение – единицы. Над лидом и вводной автор может работать до нескольких часов, а заключение – мучительно выдавливать из себя в надежде, что читатель устанет и не заметит плохой работы.

Признаюсь, раньше я тоже не заморачивалась с заключением – писала, на что хватает сил. Но толковые книги и работа с правильными редакторами выбила из моей головы утверждение, что заключение никто не читает. Читает, ещё как читает.

Цель заключения

У заключения есть цель. А какая она – автор определяет ещё у себя в голове на стадии зарождения текста. Или в процессе редактирования.

Закончить статью можно по-разному. Но сначала табу: никогда не пересказывать материал.

Что писать в заключении

Итак, чем же закончить лонгрид или короткий текст.

Написать:

Факт. Который перевернет картину статьи с ног на голову. Это может быть неожиданный противоречивый факт, но реальный. Выдумывать и вводить читателя в заблуждение не надо. Можно просто показать ему, что есть противоположная точка зрение на тренд или проблему в статье, и дать пищу для размышлений.

Этот факт разворачивает читателя в сторону статьи и как будто заставляет прочитать её снова.

Факт – как гирька на подкрученных весах. Ставишь килограммовую на весы, а подкрученные тебе 800 граммов вместо 1000 выдают. И ты начинаешь сомневаться.

Прогноз. Описать, что произойдет или будет происходить после случившегося в статье. Это может быть мнение автора или экспертов – что они предвидят по этому вопросу. Тогда нужно узнать, что думают эксперты по вопросу, теме статьи заранее.

Прогнозы могут быть разными.

Вывод. К чему приведет то событие или тренд, о котором вы рассказали.

Инструкцию. Мне нравятся концовки статей в Т—Ж: краткие, ёмкие, чёткие инструкции. По делу.

В инструкции идет обращение к теме статьи и кра-а-аткая выжимки из неё, без подробностей.

Просто: что сделать, чтобы *тема материала*. И так по пунктам:

1. Бла-бла-бла.

2. Туц-туц-туц.

3. …

Резюме. Это то, что следует из материала. Резюме подходит для концовки логнрида, в котором легко запутаться и даже что-то по ходу чтения забыть.

Вот пример

Концовка статьи из Т—Ж
Концовка статьи из Т—Ж

Закольцовывание. Это возвращение к началу истории и подача этой истории в новом свете.

Мне понравился пример из «Настольной книги журналиста» Колесниченко. Вот он:

Фрагмент из книги "Настольная книга журналиста"
Фрагмент из книги "Настольная книга журналиста"

Обратите внимание, что закольцовывание – не пересказ. Это возвращение к термину в начале материала и его подача под новым соусом. Термин – тот же, только история уже другая.

Призыв. Что-то сделать. Это 100% концовка продающего текста или другого, который преследует четкую цель – заставить читателя что-то сделать: перейти по ссылке, позвонить, прийти на митинг, купить, прочитать.

Цитата. Известного человека, эксперта или собственная, если автор соответствует одному из определений.

Концовка для социальных сетей

В соц. сетях немного другие законы. Если блог ВКонтакте или Инстаграм, а может, на другой площадке, закончить статью можно или нужно по-другому. Например:

Задать вопрос. Он может быть каким угодно: открытым или закрытым, безобидным или провокационным. Это может быть один вопрос или целый ряд.

Покажу на примере:

Открытый вопрос: «Как считаете, к чему придет пенсионная реформа?»

Закрытый: «Согласны с утверждением о том, что пенсионеры…?»

Попросить. Можно просить читателя, о чем угодно – поставить лайк или рассказать о своем любимом блоге, если статья была об этом или к этому привела.

Призвать. Тоже что-то сделать. Если смысл вашего послания в целевом действии, то призыв – верный способ это получить.

Отдельное концовки вообще может и не быть. Вместо неё может стоить предложение-точка, как в этой статье на Меле.

Что именно писать в заключении

Заключительная часть статьи может быть какой угодно. Чтобы не прогадать с заключением, нужно решить, какая цель у статьи: вызвать на эмоции, заставить задуматься, сделать целевое действие - прокомментировать, перейти по ссылке или подписаться.

Цель рождает заключение. И, прежде чем писать "Выводы", решите, чего вы ждете от читателя.

Что он должен сделать после прочтения материала. Об этом и напишите.