Лейденская коллекция в Пушкинском музее

09.04.2018

Это картины голландских художников американского коллекционера. Удивил тот факт, что собиралась коллекция всего 15 лет, как-то казалось, что на это требуются годы и века. Впрочем, если денег много, а хозяин знает, что хочет собрать, то нет ничего невозможного. Финансист Томас Каплан - владелец крупнейшей в мире частной коллекции голландцев, показал ее в Париже, Пекине и Шанхае, а теперь привез в Москву. Не всю, конечно, но много - 80 картин и два рисунка, один из которых принадлежит Леонардо да Винчи. Можно было бы сделать громкий заголовок про выставку, но мы не будем…

Коллекция названа в честь города Лейдена, в котором родился Рембрант. Это старинный городок в южной Голландии, который славится старейшим в стране университетом. Не удивительно, что в таком образованном городе было много художников. Сам Рембрант рано начал учиться живописи и уже в 17 лет рисовал, как сложившийся мастер. В возрасте 21 года он с другом-художником Яном Ливенсом организовал собственную мастерскую. Художники сначала рисовали свои портреты, а потом начались заказы и успех. Автопортреты юных и дерзких Рембранта и Ливенса есть на выставке.

Портрет Ливенса, сделанный им самим, выглядит удивительно созвучным сегодняшнему времени.

Да, кстати, город Лейден знаменит не только старинным университетом и художниками, он прославился и в 21 веке, как родина Ждуна. Именно университетская больница выделила грант скульптору Маргрит ван Бреворт для участия в конкурсе. Скульптура странного существа с жирным телом и головой морского слона стало самой фотографируемой достопримечательностью Лейдена в 2016 году. Фото вирусом разнеслись по миру, и уже в рунете к ней прилипло гениальное прозвище Ждун.

Вернемся в эпоху Рембрандта и Вермеера. В большом зале портреты современников Рембранта:

· мошенники и те, кого они обманывали

· богатые купцы и принцы

· прекрасные дамы.

Кроме ярких портретов, жанровые сцены из голландской жизни 17 века, а также картины на библейские сюжеты.

Интересно и познавательно. Единственное, что портило впечатление – количество посетителей. В четверг вечером, когда музей работает до 20.30, очереди на вход не было, но номерков свободных в гардеробе не оказалось. В залах все стало ясно! Людей много, ну очень много. В Белом зале еще как-то публика могла передвигаться, не мешая друг другу, а в Колоннаде движение напоминало переход метро в час пик.

В толпе мы чуть было не пропустили жемчужину коллекцию ­­­­ - картину Яна Вермеера «Молодая женщина за виржиналом». Это совсем маленький портрет, но организаторы старались обратить на него внимание зрителей. Имя художника добавили в название, разместили картину на специальном фоне и еще, как в модных квестах, дали подсказку – старинный музыкальный инструмент разместили рядом.

Мы виржинал увидели, а портрет чуть было не пропустили. Вспомнили, спросили у смотрительницы и все-таки посмотрели! Обывательским взглядом шедевр сразу не разглядишь. Лезет в глаза шаль с драпировкой и отвлекает от героини. Оказалось, это картина с историей, накидку эту жуткую написали уж после смерти художника, в лучах рентгена исследователи рассмотрели под ней изящный наряд. Видимо моралисты хотели прикрыть красоту модели.

Но ценителей загадочный взгляд героини притягивает, они не могут оторваться

Есть картины, о которых хочется рассказать подробнее, будет еще пост.

Выставка будет открыта до 22 июля, поэтому время на спокойное посещение еще есть. Народ поедет в отпуска и на дачи, можно будет спокойно и, не спеша, все посмотреть…