Без вариантов: В Бийске ликвидируют последние платные парковки

Количество автомобилей в нашем городе растет стремительными темпами, а число парковочных мест стремительно сокращается.

Почему уже сегодня это стало для города серьезной проблемой, и есть ли пути ее решения, выяснял наш корреспондент.

Бизнес стал нерентабельным

Тема сокращения в городе платных автостоянок муссируется уже не первый год. И хотя уровень жизни давно вынуждает большинство горожан на этой услуге экономить, новость об окончательной ликвидации МУП «Автостоянка» вызвало негативную волну. Напомним, с таким предложением администрация вышла на городскую Думу в мае этого года, и депутаты решение поддержали.

Как пояснили в мэрии, за последние годы спрос на муниципальные автостоянки резко упал, из-за чего предприятие ушло в минус, наращивая кредиторскую задолженность. По данным управления муниципальным имуществом, за 2017 год она составила 7 млн 279 тыс. рублей. Это на 1 млн 801 тыс. рублей больше, чем в 2016-м. При этом выручка за тот же самый период составила 3 млн 366 тыс. рублей.

В администрации подчеркнули, что с 2012 по 2017 год в связи с низкой наполняемостью парковочных площадей из 11 автостоянок было закрыто 8, в том числе 2 специализированные — по ул. Согренной и по ул. Ленина, 113, но и это не спасло предприятие от увеличения кредиторской задолженности. Оставшиеся 3 автостоянки заполнялись транспортом на 15—25%, что привело к постоянному снижению выручки и росту долга на 80 тыс. рублей ежемесячно. Основными статьями расходов стали налоги и арендная плата за земельные участки, освободить от которых или предоставить льготы муниципалитет не имеет права.

Сейчас во временном пользовании предприятия 3 земельных участка общей площадью 6160 кв.м: на Зеленом клине недалеко от «Ривьеры», в районе городского суда на ул. Ленина и в районе АГГПУ им. В.М. Шукшина. В ближайшее время автостоянки будут ликвидированы.

Почему бизнес платной парковки стал нерентабельным, местные чиновники объяснили двумя причинами: появлением конкурентов и снижением платежеспособности населения. При этом в мэрии отметили, что окончательная ликвидация МУП «Автостоянка» пройдет для бийчан практически незаметно. По мнению администрации, в городе множество аналогичных частных организаций, а население давно перешло в режим экономии и предпочитает парковать машины во дворах многоэтажных домов.

Альтернативы пока нет

Но если со вторым аргументом действительно можно согласиться, то утверждение о наличии «множества» конкурентов явно вызывает сомнения.

Если у муниципальных автостоянок и была реальная конкуренция, то разве что в начале 2000-х. Собственно именно тогда и решили создать МУП, чтобы оградить муниципальные земли от их захвата частниками. Когда основная масса горожан стала парковаться под окном дома, а налоги и арендная плата стали съедать существенную долю прибыли, частные парковки стали исчезать так же быстро, как и появлялись. Однако ослаблением конкуренции МУП пользовался недолго. Уже в 2012 году из-за нерентабельности были закрыты первые две муниципальные стоянки.

В итоге экономия, на которую перешла основная масса автовладельцев, оставила без альтернативы и всех остальных. При этом дефицит парковочных мест с каждым годом чувствуется все острее.

Жители Треста говорят, что стоянка на улице Ленинградской всегда была довольно востребованной. Микрорайон плотно застроен, да и новые многоэтажные дома явно не рассчитаны на достаточное количество парковочных мест. Однако стоянку в прошлом году ликвидировали, и теперь даже те, кто готов был платить по 80 рублей в сутки, остались без гарантированного парковочного места. А в отчетах бийской полиции регулярно звучит неутешительная статистика: не снижается количество краж из автомобилей, участились случаи поджогов. От вандалов и воров не спасают даже установленные во дворах видеокамеры, преступники ловко скрывают лица под капюшонами.

Обострились и проблемы территориального разделения во дворах. Машины все чаще занимают площадь, отведенную под зеленые насаждения и детские игровые зоны.

Тема эта отнюдь не новая. Большинство бийских многоэтажек строилось 20—30 лет назад, когда в городе еще не было такого количества машин, и при застройке наличие парковочных мест предусматривалось по минимуму. Однако и сегодня новые кварталы застраиваются настолько плотно, что автовладельцам приходится проявить немалую изобретательность, прежде чем припарковать авто на ночь.

В тех домах, где жильцам удается договориться между собой, решают вопрос за счет обустройства парковки в рамках программы по ремонту дворов. Правда, 50% от стоимости всех строительных работ тоже готовы платить далеко не в каждом доме.

Перспективы не радуют

В администрации уверены, что рост количества автомобилей неизбежно приведет к появлению новых стационарных парковок. Правда, это будут уже не те примитивные стоянки, к которым бийчане привыкли за последние годы, а современные, возможно, даже многоэтажные гаражи и парковки. Вопрос лишь в том, когда они появятся, ведь количество автомобилей с каждым годом только растет, а подобных строений на карте города нет даже в проекте.

Второй, не менее важный вопрос, во сколько обойдется бийчанам такая услуга. Если сегодня большинство горожан отказывается платить по 80 рублей в сутки, готовы ли они будут отдать больше, учитывая совершенно иной уровень сервиса современных стоянок. В данном случае речь идет об исключительно коммерческих проектах. По словам главы города Александра Студеникина, организация парковочных мест к функциям администрации города не относится, а значит тратить на это деньги городского бюджета нельзя.