Бить надо точечно

10.03.2018

Некоторые размышления по поводу развития туризма в Тверской области.

Долго всё же мысью по древу растекается мысль снизу вверх, да и сверху вниз тоже. Читаю в новостях: "Регионам поищут фишки", и вспоминаю, что ровно о том же самом, а именно о наличии, даже придумывании фишек для той или иной территории, в том числе с целью привлечения туристов, шла речь и на заседании Ассоциации туризма Тверской области в райцентре Максатиха летом то ли 2016, то ли даже 2015 года. Правда, речь шла о брендировании районов внутри региона, масштаб немного другой, но суть-то та же самая.

А ведь это - отнюдь не ноу-хау. Это, можно сказать, азы пиара, продвижения. Создание бренда и - раскручивание этого бренда. Хоть бренда регионального в масштабе федеральном, то ли районного в масштабе области - неважно. Это должно быть, причем не обязательно должно быть всё и сразу - если речь идет, к примеру, конкретно о привлечении туристов в регион.

От частного - к целому, а потом наоборот. Сначала точечный бренд работает на всю территорию, а затем уже сама территория работает на новые бренды. Это тоже азы, это тоже аксиома. Даже в интернет-индустрии можно найти массу примеров, когда сначала некая новая фишка, ноу-хау, удобный сервис привлекал внимание публики ко всей платформе или порталу, делал их популярными, а потом они уже сами начинали вполне удачно кормить своих пользователей иными, уже отнюдь не "фишечными" сервисами. Главное - чтобы этот посетитель пришёл, а там уж...

То же касается и туризма, то же касается и регионов, то же касается и Тверской области. Нужны "фишки". Немного. Но такие, которые, по ряду своих критериев, скажем так, наиболее перспективны к раскрутке именно в первом эшелоне. Здесь не нужен большой разброс: это - там, то - там, а ещё есть там, там и там. Два, три, четыре - ну пять пунктов, не более. Ибо собрать все силы в кулак на всё, что имеется, скопом, явно не получится.

Хотя имеется действительно много, - есть из чего выбрать. Туризм религиозный (Нилова пустынь и Житенный монастырь в Осташкове, Ширков погост в Пеновском районе, храм Преображения господня в Старицком и пр.), туризм гастрономический (Селигерский рыбник, Кашинская каша, Пожарские котлеты, Весьегонская клюква, Сандовский мёд), туризм событийный, в том числе и этнический и молодежный.

О последних и стоит наверное поговорить в первую очередь, именно потому, что больших, комплексных, масштабных событий, способных привлечь туристов, у нас немного, но они есть, и они уже масштабны. Плюс - обладают теми качествами, что необходимы именно для "первой волны", то есть:

-- близостью к путям сообщения, а соответственно удобным доступом, в т.ч. в первую очередь из Москвы и Питера;

-- наличием инфраструктуры или близостью к развитой инфраструктуре;

-- наличием комплексной системы обслуживания гостей, или хотя бы возможностью ее оперативного налаживания, при желании на то принимающей стороны, то есть нас самих.

На эту тему пришлось недавно общаться сразу с несколькими людьми по очереди. Все - приезжие, всех привели в Тверь разные дела и на разный срок, но все они, в той или иной степени, каждый со своей стороны, оказались заинтересованы именно в состоянии въездного туризма в наш регион, старались узнать побольше о местах и событиях, куда можно приехать самому, привезти родных, а то и туристическую группу, о чем стоит писать, снимать фильмы, что имеет перспективу и что стоит продвигать.

Сформировался в общем-то весьма небольшой список. Приведу его полностью с комментариями о всех плюсах и минусах, и о том, что следовало бы сделать для того, чтобы превратить эти точки и эти события в действительно популярные для российских, а может быть и зарубежных туристов.

1. Осташков, Селигер, Нилова пустынь, Селигерский рыбник - в одном флаконе.

Место, как говорится, намоленное. И в прямом и в переносном смыслах. Туристический объект еще с советских времен, но получивший разностороннее развитие в этом смысле и во времена "новые", в первую очередь за счет восстановления Ниловой пустыни (и Житенного монастыря, тоже весьма достойного внимания), а также проведения ряда мероприятий. Из которых первым назову гастрономический "Селигерский рыбник", во вторую - фестиваль так называемых "Селигерских рюх", который вполне может быть развит в фестиваль народных игр, и проводиться в комплексе с тем же "Рыбником", благо и сейчас и тот и другой проводятся в июле-августе, но - раздельно, с большим разрывом по времени. Ибо (будем считать это не очень лирическим отступлением) повторюсь: в таких делах бить надо точечно, всё сразу объять не получится. В принципе, эти фестивали (оба) можно было бы подогнать по времени и к каким-то религиозным праздникам, на которые туда стекаются тысячи паломников. Устроить своего рода "Селигерскую неделю", в которую уместить всё, и которую уже массированно продвигать.

Что еще нужно для этого. Навести порядок с инфраструктурой (собственно, это нужно не только для этого), и с доступом. Возможно, возродить поезд "Москва-Осташков", который сейчас то ли ходит, то ли нет. Ну и, разумеется, продвижение, в том числе на федеральном уровне, ориентация туроператоров.

2. Фестиваль "Нашествие", Конаковский район, июль.

Мероприятие специфическое, но также уже "намоленное", хотя теперь уже лишь в переносном смысле. Оно известно, оно традиционно, туда едут любители со всей России. Отказываться от него нельзя, а вот превратить в место цивилизованного отдыха вполне можно. Необходимо лишь создать условия для того, чтобы направляющиеся туда были готовы не к "тяготам и невзгодам полевой жизни", а к удобному и комфортному времяпровождению вне зависимости от погоды. То есть необходимо решить вопросы покрытия или как минимум дренажа, защиты от возможного дождя, подъездных путей, парковок, и выездной торговли: чтобы товаров было больше (и по ассортименту и по запасам), а цены не были бы такими "конскими". Думаю, что это всё решаемо, тем более, что здесь не нужны даже усилия по продвижению - организаторы делают всё сами, да в общем-то тут особая реклама уже и не нужна.

3. Былинный берег, Кимрский район, июль.

Это интересное событие, как понимаю - более известное за пределами области, чем внутри неё. Цитата из Википедии: "...Фестиваль исторической реконструкции, посвященный культуре и традициям древнерусского государства и скандинавских народов в IX—XI веках, а также становлению Волжского торгового пути. Проводится в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области c 2011 г... В 2013 г. журнал "Огонёк " ИД «Коммерсантъ» включил фестиваль «Былинный берег» в десятку наиболее значимых исторических фестивалей стран СНГ и Восточной Европы, наряду с фестивалями «Бородино», «Поле Куликово» и «Дни Грюнвальда».

Надо сказать, что это событие интересно в первую очередь тем, что оно в полной мере историческое. То есть там нет такого, что, слопав Ролтон или шаверму, участник снимает джинсы, на пару часов надевает кольчугу, а потом опять возвращается к джинсам и Ролтону, - нет, здесь разбивается целый аутентичный лагерь, где в течение нескольких дней живут, едят, общаются именно так, как это было столетия назад. Конечно, есть и реконструкции боёв, но это - лишь часть, и небольшая часть всего действа.

Еще одно лирическое отступление. Часто вспоминаю Латвийский этнографический музей под открытым небом. Вот Былинный берег - это некое, хоть и временное, приближение к нему. Впрочем, к этому музею я еще вернусь.

Что нужно для Былинного берега? В первую очередь подъездные пути и реклама. Инфраструктура прямо здесь, на месте, нужна минимально (туалеты, вода), чтобы не нарушать аутентичности. Вся торговля и пр. вполне может быть отнесена в близлежащие населенные пункты - Топорок, Федоровка, Крева, - да и сами Кимры (райцентр) там недалеко.

4. День деревни в Есёмово, Ржевский район, июль.

Начну с того, что плюсов у этого проекта, существующего всего лет пять, множество. Но и доработок к нему, чтобы превратить его в Событие с большой буквы, требуется больше, чем предыдущим. Может быть, именно потому, что оно ещё достаточно молодое, не совсем устоявшееся, и, можно сказать, ищущее себя.

Проходит оно практически рядом с Ржевом, рядом с трассой М-9 "Москва-Рига", неподалеку от границы со Смоленской областью. Прекрасное место, прекрасный удобный ландшафт, великолепная природа. Но пока что центром всего мероприятия является реконструкция ржевских событий Великой Отечественной войны. Что понятно: здесь проходили кровопролитные бои, да и Домик Сталина неподалеку. Всё остальное - концерты, распродажи, аттракционы и вездесущие шашлыки - вторично. Что в общем соответствует ныне обозначенной концепции "День деревни Есёмово" (по аналогии с Днями районов или городов), но мало совпадает с концепцией, насколько мне известно, изначальной: "День деревни Есёмово" - как "День деревни" или "День русской деревни", или даже "Фестиваль русской деревни", которая на мой взгляд и была бы максимально выигрышной.

Но для того, чтобы её реализовать, нужно достаточно многое. Во-первых, разумеется, сдвинуть всё действо в сторону именно русской деревни, - возможно по образу и подобию уже упоминавшегося Латвийского этнографического музея, и разумеется с отходом от акцента именно на Великую Отечественную войну. Можно сказать, - добавив в это изрядную толику и содержания и духа Былинного берега. Сделав аутентичным всё по максимуму: от исконно русских изб до русских же традиционных сувениров, развлечений и угощений. К слову, действовать такой "заповедник" может и круглогодично, с постепенным внедрением в программу его работы и новых мероприятий, новых праздников.

В завершение скажу, что в процессе определения этих "реперных точек" всплывали и другие события и места. В частности, разумеется, и древний Торжок, с его памятниками, храмами, золотошвеями и пожарскими котлетами. Но в итоговый список он так и не попал. По банальной причине: массированный пиар возможен только при точной привязке как по месту, так и по времени. А Торжок - само по себе "место", но без какой-то временной привязки. Сравните сами. Одно дело чуть ли не с новогодних праздников начинать продвигать (условно): "7-8 июля - Все на Фестиваль русской деревни в Есёмово", или "13-15 июля - Главное приключение лета - Нашествие", или "20-23 июля - Встречаемся на Былинном берегу", или "2-8 августа - Селигерская неделя в Осташкове", и - с другой стороны: "Посетите древний Торжок". Ммм? - Последнее - то же самое, что "Посетите Тверскую область" - общо и абстрактно.