Открытое письмо Авиатора Президенту, часть вторая

Сегодня, Владимир Владимирович, я расскажу что нужно сделать, чтоб в России стать летчиком. В двух словах, чтоб Вас не утомлять. Буквально в двух. Если станет любопытно - прочитаете дальше. Итак, два слова: купить билет.

Ну что, читаете дальше? Ок. Купить билет, Владимир Владимирович, придется в любую страну мира, где готовят "частных пилотов". Ну, например, в Белоруссию. Это недалеко, там вкусно и говорят по-русски. Из Питера ходит удобный поезд синего цвета. А еще там есть то, чего нет в России и нет, это не картошка, картошка в России есть. Зато в любой другой относительно цивилизованной стране мира, включая братскую Белоруссию, есть авиационные учебные центры (АУЦ), где любой желающий, отлетав 40 с небольшим часов и сдав теоретический экзамен, получает взамен лицензию PPL (private pilot license), наличие которой дает ему право катать на самолете себя, свою жену, свою собачку и обоснованно пить пиво в День авиации. Стоит это порядка 10000 евро, в соответствующем эквиваленте. Где-то больше, где-то чуть меньше, но порядок примерно такой. Нет-нет, возить пассажиров на боинге эта бумажка ему права не дает, для этого ему нужно учиться дальше, платить и летать больше и сдавать экзамены пожестче. Мы туда сейчас лезть не будем, чтоб не зарыться.

Вы спросите, а как же у нас? А у нас, Владимир Владимирович, никак. У нас авиационных учебных центров сейчас, волею Росавиации, нет. У кого-то отобрали лицензию обоснованно, кто-то загремел под шумок, но факт в том, что частное летное образование в России разгромлено. И даже непонятно, это была чья-то глупость или чья-то злая воля.

...и вот, есть такой повзрослевший мальчик, когда-то давно строивший во Дворце пионеров из деревяшек планер. Ему вот тогда, в детстве, сказали, что в небе можно летать. Он жил-жил, завел семью, завел свой бизнес, а может - просто стал хорошим и востребованным специалистом... короче, у него появились какие-то деньги и какое-то свободное время. И вот однажды он вспоминает эту установку из детства. Может, по телевизору увидел соревнования по высшему пилотажу, может старый ан-2 бросает над соседним полем парашютистов, не столь важно. Всплыло, в общем. И мальчик лезет в интернет, а там.. а там - все грустно. Мальчик узнает, что он такой не первый мальчик, а до него были другие. Тем, другим, говорили, что нет никаких проблем: приезжаешь, тебя учат, через 25 часов выпускают в первый самостоятельный, еще через 20 проходишь проверку, и вперед, за вожделенной корочкой. И вот они учились-учились, летали-летали, а потом узнали, что никакой корочки им не светит. Несмотря на все проверки у самых что ни на есть пилотов-инструкторов. Потому что либо учились они в несертифицированном АУЦ (а других у нас нет), либо по неутвержденной программе (а их никто не утверждает), либо у частного инструктора, у которого нет статуса ИП (черт его знает, какое отношение имеет индивидуальное предпринимательство к передаче летного мастерства), либо еще по десятку причин. И разворачивает их Росавиация на 180 градусов, в качестве альтернативы предлагая либо с ней судиться (бесполезно), либо садиться за парту в государственную академию вместе с 17-летними оболтусами, слушать годами лекции и постигать штурманские линейки.

Ни с кем судиться мальчики не хотят, справедливо полагая, что любому судье проще согласиться с профильным ведомством, чем изучать горы федеральных авиационных правил, Воздушный кодекс и прочие документы; сидеть на дневном отделении Академии гражданской авиации - не могут, да и незачем это им, они же не собирались в профессиональные пилоты, они же для себя хотели и исходили из того, что PPL - это как раз для таких, как они и придумано.

Но наш мальчик уже пошел на принцип, он понимает, что ему повезло больше предыдущих мальчиков - он хоть не потеряет время и деньги. Он смотрит дальше и видит, что даже за меньшие деньги его с радостью примет и Белоруссия, и Финляндия, и Прибалтика, и даже США. И его, и сотню других таких мальчиков. И возникает у него резонный вопрос: а его родной стране деньги совсем-совсем не нужны? Вот эти 600 условно тысяч рублей или 2-2.5 миллиона за следующую лицензию (коммерческого пилота) по мнению Росавиации лучше отвезти в другую страну? Россия-то примет и заграничную лицензию, никуда не денется, договоры-то подписаны.. И вот этот вопрос , Владимир Владимирович, остается без ответа. Может быть Вы ответите? Стране не нужны деньги этих мальчиков? Пусть везут в Прибалтику или Штаты? Товарищ Сталин назвал бы это вредительством со всеми вытекающими для причастных правовыми последствиями. И был бы совершенно прав.

А теперь к вопросу пиара, затронутому в предыдущем письме. Есть у нас такой всемирно известный путешественник, Федор К. Думаю, Вы знаете. Это человек, который излазил планету вдоль и поперек в самых невероятных формах. Знаете, где он совсем недавно получал свою летную лицензию? Да-да, в Белоруссии. Почему-то. Зато вот потом, когда Федор К. будет эффектно облетать Землю на каком-нибудь чудо-пепелаце, пресса будет захлебываться от восторга и писаться от квасного патриотизма. Ну, он же наш, российский путешественник!

Но знаете, ничего не изменится и тогда. Профильное ведомство со всей своей вредительской сущностью останется на месте и будет продолжать гадить до тех пор, пока в небе летает что-то тяжелее бумажного самолетика. И будет продолжать строчить идиотские инструкции, приказы и прочую лабуду, загоняя авиацию в стране в статус уголовного преступления. Любой авиатор с точки зрения Росавиации - куда хуже наркоторговца. Любой, кто дотронулся до РУДа - хуже Чикатило. Что значит хочешь учиться на "частного пилота"? Как это коммерческий учебный центр? Ты хочешь странного, повзрослевший мальчик! Только не в России, только через наш росавиационный труп! И увы, ничего в ближайшее время для этих повзрослевших мальчиков с детской мечтой и недетскими деньгами не изменится.

Или все же есть надежда, а, Владимир Владимирович?