«Движе́ние вверх» — российская спортивная художественная драма 2017 года режиссёра Антона Мегердичева

27.01.2018

Фильм основан на реальных исторических событиях и повествует о победе сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр в Мюнхене с 9 на 10 сентября 1972 года.

Факты

  • В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
  • Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
  • Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента «Центровой из поднебесья».
  • Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
  • Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
  • Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
  • Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
  • CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности. 
  • Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
  • В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
  • Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
  • Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов.
  • На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960х-начала1970х годов.
  • Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
  • Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
  • Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.