Секрет полного бака на примере Skoda Fabia

Всем привет!

В контексте давешнего ажиотажа с недоливом топлива, как я и предсказывал, активизировались упоротые граждане, которым регулярно не доливают. Как они это понимают? Так у них суммарный объем остатка и залитого бензина превышает емкость бака - все ясно же! Давайте разберемся, почему эти граждане неправы.

Разбираться будем на примере моей бывшей Skoda Fabia, в которую однажды мне залили 52 литра в 45-литровый бак. Решив, что кидать клиентов на целых 7 литров при заправке всего-то 45 было бы слишком "палевно" для заправки, я начал изыскания на эту тему.

Кстати. Следует помнить также, что указатель топлива прибор весьма условный и ни в коем случае не измерительный. Причем он показывает уровень топлива в баке (сам датчик представляет собой обычный поплавок), а не его объем. Это важно, потому как при сложной форме бака показания указателя уровня топлива будут меняться нелинейно.

Итак, в бак влезает 45 литров. При этом, в мануале написано что это с учетом трубки от заливной горловины. Однако, бак современного автомобиля, это несколько больше, чем просто емкость с двумя дырками для залива и слива топлива. Если мы откроем схему, то увидим, что возле заливной трубы находится некая емкость и еще ряд трубок. Почему-то на той схеме, которую я нашел сейчас эти элементы никак не обозначены, но раньше я встречал подпись из серии "емкость для расширения паров топлива".

Емкость для расширения паров топлива: выделена красным
Емкость для расширения паров топлива: выделена красным

При наполнении бака в штатном режиме, в этой емкости остается воздух и не дает заполнить ее бензином. Клапан для сброса этого воздуха находится в заправочной горловине под крышкой (и, кстати, при закручивании крышки ею же и открывается).

Клапан находится на правой стороне заправочной горловины, под крышкой (в выемке зеленой окантовки)
Клапан находится на правой стороне заправочной горловины, под крышкой (в выемке зеленой окантовки)

Итак, для того чтобы налить в бак "лишнего" бензина после срабатывания отсечки чуть поворачиваем пистолет и нажимаем им клапан. Заливаем дальше до повторного срабатывания отсечки и снова повторяем действия с клапаном. Таким образом при горящей лампе мне удавалось залить 54 литра.

На других машинах подобного клапана может и не быть, там подобный эффект достигается плавным наливом топлива с многократными повторениями (по мере выхода воздуха, дополнительные емкости будут наполняться).

Теоретически, если залить таким образом полный бак и нагреть его (например, заправились ночью при +15, а потом оставили машину на сорокаградусной жаре), бак может лопнуть (он пластиковый). Либо, может намокнуть и выйти из строя адсорбер (уловитель паров топлива). На практике, я таких отзывов еще не встречал. Тем не менее, подобным образом заправляюсь только при немедленной необходимости проехать 100+ км. На трассе (особенно при заправке дешевым белорусским бензином перед дорогой Европой, например) лишние 10 литров весьма кстати.