Вся правда о казахском плацкарте. Личный опыт.

Несколько раз мне попадалась информация о том, что казахские железные дороги чуть ли не полный отстой и кроме как на новых импортных поездах ездить там если не опасно для жизни, то всяко опасно для сохранения веры в человечество.

Решил проверить лично. Для проверки выбрал столь не любимый гламурными кисами плацкартный формат.

Я не то что бы противник комфорта, но мне он не очень то важен. Я лучше потрачу деньги на что-нибудь боле значимое для меня. Тем более что для творческого эксперимента нужно обострить предлагаемые обстоятельства. Поэтому только хардкор, только плацкарт.

Я решил попробовать передвижение казахским плацкартом на одном из этапов моего путешествия в Узбекистан. Отправной точкой был Барнаул, из него я блаблакаром доехал до Семея, а от Семей аж до Чимкента я заранее пробрел билет на поезд Семей-Кызыл орда.

Сайт казахских железных дорог просто функционален и все работает. На мой взгляд никак не хуже рждшного. Интуитивно понятный интерфейс на русском языке. Выбираешь куда, когда, на чем и покупаешь билет какой тебе надо. Оплата с карты, со сбербанковской работает отлично.

Приятно радует цена. Получилось 5184 тенге - 980 рублей. Что то мне подсунут за эти деньги?

Вокзал в Семее не из разряда архитектурных памятников. Но и не совсем прям уж плох. На входе проходишь через рамку, вещи пропускают через рентген. Просят выборочно показать что-нибудь. У меня попросили показать камеру. Потом направили к девушке, которая записала мои паспортные данные. Не знаю: со всеми они так канителятся или с избранными? Но, во всяком случае, все очень вежливо и желают счастливого пути.

Вокзал изнутри совсем не интересный. На первом этаже кассы, справочная еще какие-то служебные помещения, на втором зал ожидания, что, конечно же, неудобно – тащится туда с тяжелыми сумками. А еще на втором этаже комнаты отдыха – находка для супербюджетных путешественников -1500 тенге сутки. Как-нибудь обязательно попробую в них переночевать

Спросил полицейского, можно ли снимать на вокзале, он, поморщившись, ответил типа, не желательно. Ну не желательно так не желательно. Снимать там и впрямь нечего.

Поезд подали на второй путь. Все полезли прям через первый путь, перехода тут нет. Ну, я тоже.

Проводник молодой парень не стал смотреть не паспорт ни распечатку (распечатка, кстати, нужна обязательно, проводник потом ее забирает). Просто сказал: проходите!

Снаружи вагоны не первой свежести. Не первой свежести и внутри. Но не критично. Ну старенькие, но казахи как могут их поддерживают. В нашем вагоне мастер чинил ручку в дверях туалета уже за десять минут до отправления

Объявили отправление. Объявляют, кстати, на казахском и русском и табло текстовые тоже на двух языках, и так на всех станциях, по которым следовал поезд.

В отличие от российских дорог, здесь вполне входу обмен местами. Меня тоже попросили перебраться на другую полку, так как семья, которая ехала рядом, не смогла купить билеты рядом. Я не стал отказывать, хоть мне потом еще раз пришлось поменять «место жительства». Между прочим, я, исходя из опыта этой поездки, не стал бы огорчаться, если место мое верхнее. Сплошь и рядом нижние места тут уступаются пожилым соседям, которые не успели купить билет на нижнее место. Вас, конечно, никто не может заставить это сделать, но, не проявив уважения к старшему, по местным традиционным понятиям вы поступает предельно скверно.

В вагоне, а может и всем составе я был единственным европеоидом, что, впрочем, никак не меняло ко мне отношения других пассажиров. Обращались ко мне. Конечно по-русски, с этим здесь проблем нет, казахи в речи между собой процентов 10-15 говорят на русском, постоянно переходя с языка на язык.

В сравнении с Россией, в вагоне раза в три больше детей, которые, конечно немного шумные как и полагается детям и как полагается детям так и норовят попасть под ноги. Но это здесь норма, никого это не напрягает, дети – святое.

С другой стороны общая атмосфера в вагоне несколько иная, нежели в российских поездах. Тут создается впечатление, что все друг друга давно знают, все начинают ходить к друг-другу в гости, кушать, пить чай, беседовать. И вместе с тем, не возникают какие то неприятные компании, где люди орут, громко ржут или матерятся. Все культурно.

После обеда вагон затихает. Большинство ложится спать, а те, кто не хочет, ведут себя тихо. И вечером так же: в десять часов приглушают свет, пол-одиннадцатого переходят на ночное освещение, и почти сразу же в вагоне тишина, разговоры заканчиваются, громкие проходки по вагону тоже.

Проводников тут трое на два вагона. Зато они освобождены от уборки – это делает специально обученная женщина, моет пол один раз вечером, зато очень тщательно.

Чистота, таким образом, в вагоне удовлетворительно обеспечивается, хотя в туалете нужно, конечно убирать чаще, туалет на троечку , зато здесь кран обычный, вода из которого льется постоянно, не надо держать пипку и вода есть горячая.

Проводники шабашут старыми проводниковским способом, ныне уже почти отошедшим в небытие на ржд: подсаживают пассажиров без билетов. На одном участке в купе проводника ехала трое и первом купе пятеро. С другой стороны, проводник довольно вежливы и очень помогают всем при посадке-высадке и в ходе дороги. Вообще здесь многое по-местному колоритно. Ночью мне не спалось, и я наблюдал такую картину.

Проводник, закрыв перед очередной станцией туалеты, после прохождения станции забыл их открыть. Вернулся в свое купе и, видимо, закемарил. Один из пассажиров, сонный пошел в туалет, тыркнулся – заперто, стал терпеливо ждать. Когда терпение кончилось, тыркунлся опять. Потом еще раз, потом сказал что-то по-казахски сквозь дверь, потом попытался посмотреть в щелочку – есть ли там кто, потом попробовал открыть дверь с применением грубой физической силы, ничего не помогало. Заглянул в купе проводника – тот спит, опять попытался открыть дверь…. Наконец все же разбудил проводника, тот дал ему ключ, пассажир сам открыл туалет и, наконец, удовлетворил свои надобности, после чего занес ключ проводнику. Дальний туалет так и оставался еще какое-то время неоткрытым.

По вагону целый день снуют разносчики еды и всякой мелочевки от дешевой бижутерии до зарядных устройств. Люди, как мне показалось, гораздо охотнее покупают у них всякую ерунду, чем в россиских поездах и свято верят, что немые продавцы немые.

На станциях куча продавцов с едой, еда, кстати, недорогая и вкусная от блинов до мантов. На одной из таких станций моего соседа оштрафовала милиция. За семечки. Сорить нельзя – штраф. И взятку не взяли, говорит. 10 000 тенге как с куста.

Курить тоже только в отведенных местах. А уж пошарашиться пьяным по станции – верная дорога в кутузку. Поэтому пьяных я в этой поездке не видел.

Я могу точно сказать, что путешествовать по просторам Казахстана на плацкарте вполне можно. Это не высший класс, но и ничего противного в них нет – нормальные вагоны за весьма маленькие деньги. Я точно теперь буду на них ездить – планирую большое путешествие именно по Казахстану.

Спасибо, что что смотрите и читаете меня. Пожалуйста подписывайтесь и ставьте лайк, если вам нравятся мои статьи и видео. Это стимулирует автора на создание новых интересных публикаций.

Роман Посторонний)