Вакханки

Спектакль «Вакханки» по Еврипиду в постановке знаменитого грека Теодороса Терзопулоса на сцене Электротеатра идет не часто. А, по-моему, это один из лучших спектаклей в Москве, самых осмысленных и красивых.
Древние греки отлично понимали про борение двух начал: аполлонического — рационального, разумного, организованного, и дионисийского — интуитивного, бессознательного, хаотичного, если угодно, природного... Они откуда-то знали, что целостным и счастливым человек может быть только если стремится к их гармонии (хотя Юнг объяснил это только в начале ХХ в.). Пренебрежение Дионисом, презрение к его стихийной силе ведет к катастрофе. Одержимая менада царица Агава становится самой несчастной преступницей.
А вот мне пришлось в жизни знать одну Агаву... Сильная была девушка, убежденная почитательница аполлонизма, рациональности и организованности. Статьи сдавала всегда вовремя, диссертацию — хорошую — представила точно в срок, ночами не бодрствовала, контролировала себя во всем прекрасно. Ставила перед собой цели и неукоснительно их добивалась. В большом и, кстати, в малом. Никаких сомнений. Выбрала себе спутника и вышла замуж, когда сочла нужным. Родила сына. Умненького, хорошенького, глаза как тарелки.
А тут как раз времена переменились, ветры задули новые, весенние. И оказалась Агава в прекрасной южной стране. И повстречалась там, по всему видать, с разгневанным Дионисом. Потому что снесло крышу Агаве, не захотела она больше видеть ни сына, ни мужа, ни даже научной работы... Бросила все и всех и уехала в «прекрасную страну» насовсем. Остался пятилетний мальчик, брошенный мамой (голову, правда, она ему не оторвала... Вырос... Глаза как тарелки. Наукой занимается...)
А про ту Агаву выяснилось спустя время, что в прекрасной стране она черной магией занялась... Погрузилась-таки во мрак безумия...
Сюжет из жизни практически полностью соответствует тому, что мы видим на сцене. По диагонали шествуют безумные вакханки с подчеркнуто технологичными деталями в руках и на теле, а я вспоминаю ту мою знакомую... Все сознание менад как будто вытекло на эти странные жутковато светящиеся штуки. А внутри остался мрак и хаос.
Человек не может без Диониса... Опасно пытаться абсолютизировать рациональное, безжалостно строить себя на удивление и зависть окружающим, игнорировать спонтанные импульсы или давить их, презирать, клеймить грехом... Все, что человек покоряет в себе, с чем «справляется», проваливается в темное, страдающее, задавленное бессознательное. И оно растет, становится все больше, и воля не может уже ему сопротивляться. Дионис побеждает и мстит.
Примерно с середины XIХ в. богатейшую образность греков трактовали не только великие психологи, но и философы, историки... Ее же можно применить и к обществам: западному — опирающемуся на мощный человеческий разум, рациональному, прогрессистскому; и восточному, что сообразуется с природой, естеством, никуда не стремится, а ищет дао...
У Терзополуса фиванский царь Кадм — мертвяк, напоминающий Ленина в мавзолее — вот она вам социальная катастрофа — наглядно. Вспоминайте, что из рационалистского стремления просветителей создать идеальное общество выросли отнюдь не только права человека, но и в высшей степени разумно устроенное, то есть тоталитарное государство. Отрицающий природное, естественное, сложное, иррациональное Пенфей с головой в квадратном ящике не видит, естественно, ничего вокруг и, как последний дурак, попадается в ловушку Диониса...
Вокруг мертвяка, когда раскрывается задник, мы видим что-то вроде упорядоченного, рационализированного дионисийского орнамента: лозы и грозди винограда превратились в какие-то трубки и ряды сосудов гранатового цвета. Вино, как мы знаем, в истории культуры нередко пресуществляется в кровь... Как смех менад пресуществляется в плач.
Театр Терзопулоса — в высшей степени современный, прямо-таки остро актуальный. Но я не могу представить себе более органично звучащего голоса древнегреческой трагедии. Мизансцены, костюмы, движение актеров, шипение менад и вопли бога, божественно прекрасный и такой страшный Дионис (Елена Морозова — большой мастер!) — это все из завораживающего древнего мифа. Подчеркнутого карикатурными образами наивных простоватых обывателей из первого ряда.
В марте будет несколько представлений. Думаю, не сходить ли в третий раз...