Как умирает телевизор

09.04.2018

Медленно и мучительно.

Пластмассовый мир победил. Интернет оказался сильней (с) почти Егор Летов

Телевизор в России активно сдает позиции. Интернет наступает по всем фронтам и аудиториям. Сегодня мы наблюдаем предсмертную агонию ТВ. Неизвестно, сколько она продлится и чем все закончится, но телевидение в нынешнем формате морально устарело.

Скорость жизни сегодня сумасшедшая, поэтому нам проще прочитать новости на новостных сайтах-агрегаторах, в твиттере или классических социальных сетях. Раньше для получения новостной сводки ждали информационного блока на ТВ или радио. Если вы еще не верите, что телевизор умирает, то посмотрите, что телевидение сделало с газетами. В прошлом веке новости узнавали из газет.

Вот вам пример. Я живу в одной квартире с пожилым дедушкой, который уже не обладает прежней памятью, но по-прежнему любознателен. Он регулярно смотрит телевизор, а если что-то не понимает или не знает, то лезет в советские энциклопедии (огромные фолианты зеленого цвета). Недавно дед столкнулся с проблемой: не смог найти ответ на вопрос в энциклопедии. Вопрос заключался в том, кого исключили из первого набора Царскосельского лицея? Да, дед не задает простых вопросов:)

Наверняка вы догадываетесь, что произошло дальше: обращение в поисковую систему с запросом «кого из первых лицеистов исключили за поведение». Машина быстро выдала нужный ответ*. Отличительная особенность интернета — каким бы глупым ни был вопрос, кто-то уже мог задавать такой же ранее.

Дед получил необходимую информацию и успокоился. Если бы он захотел, то можно было найти видео о Царскосельском лицее на ютубе. Да, в случае с такой темой, это на 99% программы с ТВ, которые загружены в сеть, но в этом еще одна сила интернета — интерактивность. Ты захотел посмотреть видео сейчас, а не в 14:00 в субботу на конкретном телеканале.

Другая глобальная проблема телевидения — самоконсервация. Это проявляется в двух моментах:

  • Консервация старых форматов.
  • Консервация аудитории.

Две эти проблемы идут рука об руку. Телек боится экспериментировать — угроза потери аудитории, которая уйдет на другие кнопки или в интернет. Сегодня ты начнешь эксперименты, но не сможешь найти новую аудиторию. Итог: старая аудитория уйдет, а новой так и не появится.

Отсутствие экспериментов ведет к консервации аудитории — новые зрители практически не приходят, просто становятся старше те, которые уже есть. Чтобы изменить это, нужно меняться. Получается мифологический уроборос — змей, пожирающий собственный хвост. Да, можно было просто написать «замкнутый круг», но захотелось поумничать.

К чему ведут описанные выше сложности? Бабло рекламодателей постепенно уплывает в интернет. Добавьте сюда общие кризисные явления в российской экономике. «А и Б сидели на трубе», когда упали, что осталось? Русский телек живет преимущественно за счет государственных денег. Да, рекламодатели еще несут бабло на ТВ, но ручеек постепенно засыхает.

Еще год назад можно было отмахнуться, что нет серьезного контента для взрослой аудитории на том же Ютубе — главной видеоплощадке наших дней. Эти разговоры стремительно теряют актуальность: сейчас на русском Ютубе есть не только малолетние блогеры, снимающие трэш для малолетних зрителей.

С Дудем вы узнаете, кто и сколько зарабатывает
С Дудем вы узнаете, кто и сколько зарабатывает

В интернете становится больше взрослого и серьезного видеоконтента. За последний год там, например, появился Вдудь с острыми интервью и Парфенон Леонида Парфенова. Никуда не пропадал главный (на мой взгляд) кинокритик страны — BadComedian. Если вам ближе левые взгляды, то обязательно подпишитесь на канал Дмитрия Пучкова, там куча разноплановых гостей и тем для обсуждения.

Это те, кто первыми приходят на ум из тех, кого смотрю я. Главное здесь то, что современный русский телек не может дать такого выбора. Что, например, останется от формата Жени BadComedian’a, если оттуда убрать искренние эмоции и иногда проскакивающий мат? Получится пресно и скучно, как в телевизоре.

Почему телевизор до сих пор жив? Есть две причины:

  • Инерционность. Многие по-прежнему по старинке верят в силу телевизора, в силу и престижность рекламы на ТВ. Там еще крутятся большие деньги.
  • С интернетом не все так просто.

Первая причина со временем будет размываться, по ходу старения ТВ-аудитории. У каждой рекламы есть целевая аудитория, очерченная возрастом, уровнем доходов и т.д. Чем старше будет становиться ТВ-аудитория, тем сложнее телевизионным боссам будет продавать рекламу.

С интернетом тоже есть сложности. В сети в отличие от ТВ, вы можете настраивать рекламу точечно: на конкретных людей — нужного возраста, места жительства, с определенными интересами и т.д.

Проблема с интернетом в том, что мы вступаем в эру цифровой слепоты, когда пользователь не верит никакой рекламе и мгновенно считывает её, как попытку «что-то впарить». Пользователи все меньше хотят кликать по различным баннерам и объявлениям. Это решается более тонкой настройкой и работой с заинтересованной аудиторией.

Интернет постепенно перемалывает телевизор в его классическом виде. Этот процесс уже запущен и никто его не остановит. Сегодня мы узнаем новости из твиттера, смотрим сериалы NetFlix, а последние из интересных ТВ-программ (Вечерний Ургант и отдельные шоу ТНТ) также смотрим в интернете.

Если отбросить главных ТВ-знаменитостей, то кого телевизор за последние год-два сделал популярным на всю страну? Интернет в этом заочном баттле, как минимум, может выставить Юру Дудя с его миллионными просмотрами на YouTube. Классический телевизор умирает. Возможно, телек изменится и предстанет в новом формате, но это будет уже другое ТВ.

Пластмассовый мир победил. Интернет оказался сильней.

*из первого набора Царскосельского лицея в 1813 году исключен Константин Васильевич Гурьев. Первый набор лицеистов состоял из 30 человек (среди них Пушкин и Кюхельбекер) закончили обучение 29. Официальная причина отчисления Гурьева — дурное поведение.