Кто такой редактор и чем он занимается

У меня созрела новая рубрика — «Интересные люди». Сегодня разбираюсь в том, кто такой редактор: что он делает, что не делает, сколько зарабатывает. Поэтому решила пообщаться с главредом Андреем Бодрейшим и узнать секретики профессии.


Главред — это капитан редакции. Он отвечает за издание/проект, за соответствие контента редакционной политике, управляет дизайнерами, редакторами, авторами, корректорами, верстальщиками и разработчиками. Еще он сам пишет статьи, придумывает новые идеи для развития издания/проекта, проверяет все материалы перед выпуском.
Редакционная политика — это руководство для авторов. Редполитика описывает, о чем пишет и не пишет издание, в какой стилистике, как выглядит структура статьи и новости, требования к материалам. С редполитикой не спорят — если она есть, это значит, что все авторы негласно ее придерживаются.


Кто такой Андрей Бодрейший?

Андрей — разработчик сайтов и главред. В редактуру влюбился в 2015 году, когда увидел сервис «Главред». «Закинул на платформу первый текст, офигел и понял, что это крутой инструмент для работы с текстом», — вспоминает Андрей. Потом заочно познакомился с Максимом Ильяховым, начал читать его блог, рассылки, советы. Постепенно стал писать текст для сайтов и презентаций в дизайн-студии, где на тот момент работал.

Ты начал работать редактором в студии, где работал разработчиком сайтов, так?

Да. Мы перестали запрашивать текст у заказчика, решили взять эту ответственность на себя. Проще написать хороший текст самому, чем переписывать «наша компания — лидер рынка». Несколько раз я привлекал копирайтеров с биржи, но ничего хорошего из этого не вышло — присылали «текст на тысячу знаков», чаще всего скопированный из интернета и чуть переписанный. «Текст на тысячу знаков» плох тем, что автор ориентируется на количество знаков, а не то, чтобы раскрыть суть материала. Больше я с копирайтерскими биржами не работаю.

То есть на копирайтерских биржах сидят «штамповики»?

Не совсем. Хорошие копирайтеры сидят на биржах, например, на Бирже Главреда. При этом уважающий себя копирайтер не пойдет на биржу, чтобы брать заказы за три копейки. Профи тоже может брать за работу не дорого, но он будет считать стоимость не за символы, а за сложность и объем.

Расскажи, как ты стал главредом.

До того как стать главредом, я уже писал много текста для сайтов, презентаций, вел блог и писал статьи. Когда я начал писать статьи для проекта «Нескучные финансы», то понимал, как написать хорошую статью, как донести до читателя суть, заставить его дочитать до конца. Постепенно мы накопили 15 статей и почувствовали, что хотим большего: выпускать рассылку, вести соцсети и так далее.

За работой
За работой

Тогда я начал привлекать других редакторов — нашел вас на бирже Главреда. Этой бирже можно верить :-) Я прописал 50 человек и выбрал двоих редакторов. Так и стал главредом — то есть не только сам писал, но и работал с другими редакторами.

А реально стать редактором, если ты пять лет штамповал текст на копирайтерских биржах?

Проблема копирайтеров «старой школы» в том, что они не готовы меняться и расти. Они считают, что можно дальше продолжать писать по ставке по символам и «инфостиль» — это явление, которое скоро пройдет.

Редактор, в отличие от копирайтера в стандартном понимании, решает задачу бизнеса. Думает о том, зачем бизнесу этот текст, как его дальше продвигать, задает заказчику уточняющие вопросы.

Вот пример — приходит заказчик и говорит: «напиши мне текст для поста в Facebook на 1000 знаков». Плохой копирайтер идет и пишет. Хороший сначала выяснит, зачем нужен пост, почему в Facebook, какие задачи стоят перед бизнесом. Возможно, заказчику нужен не пост в Facebook, а блог со статьями-обучалками.

Отсюда вывод — хороший редактор сначала разберется с задачей, а плохой пойдет писать статьи, не разбираясь в «боли» бизнеса. При этом неважно как ты называешься: редактор, копирайтер, автор текста, коммерческий писатель, — важно как ты работаешь.

Как ты отличаешь хорошего редактора от плохого?

У меня есть минимальный тест — я даю список ссылок на материалы «Главреда». Если кандидат все это читал, скорее всего, мы сработаемся и будем говорить на одном языке. Если нет, то не будем работать — слишком много объяснять с нуля.

При этом инфостиль — это только инструмент. Им нужно уметь пользоваться. Нельзя вот так слепо взять и скопировать истины. Нужно уметь хорошо писать <и думать> и опираться на правила инфостиля. Содержание всегда вперед формы.

Хороший редактор отличается от плохого еще и тем, что понимает — он выпускает в мир не просто текст, а информационный продукт. То есть он подбирает иллюстрации, умеет верстать, договариваться с дизайнером и заказчиком. Это вам не просто текстики написать и сдать :-) Редактор не только пишет текст, но и придумывает разные каламбуры для проекта.

Спасибо!

Поговорила с Андреем и от сердца отлегло. Редактор — это человек, который в первую очередь думает о задаче клиента/проекта/издания, а потом уже рвется писать, верстать, привлекать других авторов.

И второй инсайт, вытекающий из первого, — инфостиль не поможет, если ты не умеешь думать. Что такое думать, давайте еще раз <это я для себя повторяю, не нервничайте> — это значит понимать, что клиент не всегда до конца понимает задачу, и это ответственность редактора ее прояснить и сформулировать, а потом согласовать и сделать.

Вот и все на сегодня, такие дела. Stay tuned!