Специализации в архитектурной профессии.

15 April 2018

Чем еще заняться архитектору или смежные виды деятельности.

Кто-то думает, о втором высшем образовании, выбирая между экономическим или инженерным факультетом строительного вуза. Кто-то идет в аспирантуру, желая обучать других. Кто-то просто не перестает учиться каждый день, постигая профессию практически.

Меня в разный период жизни посещали все эти мысли. С одной стороны желание больше зарабатывать и подстраховаться, овладев дополнительной профессией, на случай повторения тяжелых лет, с другой стороны постоянная тяга к развитию и совершенствованию себя. Как и у многих коллег, у меня возникает желание передавать накопленный опыт и знание тем, кто только в начале пути.

Я уже писал о своем опыте работе после окончания ВУЗА, когда приходилось осваивать практически с нуля многие навыки, когда говорили, делай вот это, практически не объясняя как это делается. Наверное, многие учились плавать, оказавшись в середине реки без спасательного круга. Но часто бывает наоборот. Приходя в большой коллектив, можно получить ограниченный кусок обязанностей, и выполнять одни и те же операции из года в год. Например заниматься только вычерчиванием чужих идей или делать визуализации, работая в отделе концепций. В таком случае вы рискуете отказаться от творческого и профессионального роста, ведь через десяток лет выполнения одной и той же работы, есть риск вообще не реализоваться. Все усугубляется общей экономической ситуацией, постоянные затяжные кризисы, спад экономики ведут к тому, что ежегодно из архитектурных и инженерных университетов выходят сотни невостребованных молодых специалистов, годами ищущих работу по профессии, но, к сожалению, никому не интересных. Так как большинство проектных организаций и проектных отделов в строительных компаниях находятся на грани выживания. Конечно, многие пройдя через довольно тяжелые годы обучения, еще на старших курсах эмоционально выгорают и отказываются от дальнейшей работы архитектором. По моим наблюдениям около 50 % выпускников вообще не хотят проектировать, почувствовав на себе тяготы проектной жизни, постоянные бессонные ночи, авралы, муки творчества и т.д. Еще около 20% уходят после первых пяти лет реальной работы. Остальным остается два пути. Реализовать себя, постоянно развиваясь, или, как многие творческие люди, просто начать бухать, заливая страдающий от разных тяжелых мыслей мозг спасительной дозой расслабляющего крепкого вещества.

Итак, чем еще можно заняться, кроме собственно черчения и рисования.

1. Генпланы

На мелких и средних объектах, площадью от 0 до 25000 м2 можно научиться делать разбивку, вертикалку, земляные массы и сети. Конечно никто не даст вам делать микрорайон, территорию пром. предприятия или поселок, но вы вполне можете проявить интерес к разделу ПЗУ на стадии "П" (ГП на стадии "Р"). На вашу просьбу дать попробовать выполнить генплан, любой адекватный начальник согласится и поможет разобраться в тонкостях. Тем более, там нет ничего сложного. Суть разбивочного плана в том, чтобы указать "базис" или начальный ориентир для посадки будущего здания. Вертикальная планировка - это грамотное направление дождевой и талой воды. Далее на основе вертикалки и существующих отметок считаются земляные массы - разница между существующими и проектными отметками рельефа, составляющая объемы вытесненного и насыпанного грунта (это руководство для бульдозера, что куда перемещать). Сводный план сетей - это просто сборный чертеж, на котором указываются все наружные сети, выданные вам каждым из инженеров (электроснабжение, теплоснабжения, вода, канализация, газоснабжение). Читайте ГОСТ 21.508-93. Причем и ПЗУ на проектной документации выполняйте по этому же ГОСТу, с учетом названий чертежей по Постановлению правительства №87. Изучите несколько аналогов и вперед!

2. Визуализация

Вообще каждый архитектор должен уметь подать свои идеи. Еще во время учебы вы должны научиться работать в 3dmax и делать визуалки в Vray или Corone. Сейчас полно видеоуроков в сети. Работайте. Потом к вам обязательно будут обращаться коллеги и это даст хороший дополнительный заработок.

3. Расчеты

КЕО и инсоляция. Нельзя посадить здание на застроенной территории, не посчитав инсоляцию и коэффициент естественного освещения для существующих или (и) проектируемых объектов, а также дворов и территорий школ и детских садов. Внимательно читайте СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-0 и СП 23-102-2003. Инсоляция считается по линейке, для каждой широты она своя. В Новосибирске с начала 2018 года считают и проверяют по московской линейке для 55 широты. Расчет КЕО это более сложная операция, так как при расчете используются специальные формулы из СП. Сейчас все проще, например интерполяции (коих для каждой точки приходится рассчитывать по 6-8 раз) можно не считать на бумаге вручную, в интернете есть калькуляторы. Специалистов, считающих КЕО и Инсоляцию в городе не много, научитесь считать и расскажите об этом всем. У вас будет появляться хорошо оплачиваемая работа не по основному месту, а это еще один способ поиска своих клиентов уже на будущее.

3.1 Расчеты по энергоэффективности

С появлением Постановления правительства №87 появился чудесный раздел "Энергетическая эффективность". За это время он уже трижды сменился по составу и оформлению. В очередной раз писатели 87-го постановления порадовали нас креативом на тему экономии энергоресурсов. Ну и ладно, мы как всегда... крепчаем. СП 50.13330 и СП 23-101-2004, плюс в каждом регионе есть ТСН 23... по энергосбережению, в котором есть некоторые данные для расчетов. Конечно легко писать об этом, если с самого начала считаешь и пишешь этот раздел, но по примеру тоже можно постепенно разобраться. Ко мне до сих пор обращаются с просьбами посчитать этот раздел для чужих объектов. Хотя сейчас уже достаточно много специалистов. Помню лет восемь назад ко мне обращались через интернет из Питера проектировщики, и я считал для разных регионов данный раздел. Тогда был кризис, вот так и зарабатывали.

4. Суды и всякие экспертизы

Разбираясь во всех инсоляциях, градостроительных и пожарных нормах, вы становитесь специалистом-профессионалом, которого будут нанимать для разных задач. В том числе вы можете работать в такой интересной отрасли, как судебные строительные экспертизы. В 2009-м году приходилось искать работу всякими путями. Полгода мне пришлось работать в БТИ, как раз в тот момент там открылся проектный отдел. Мы писали заключения по уже сделанным перепланировкам и по самовольно построенным индивидуальным жилым домам. Но уже по прошествии трех лет после увольнения, БТИ стало моим первым клиентом по судебным экспертизам. Они брали подобные заказы, а я с ними работал как нанятый эксперт, участвуя в судах.

Дальше началась работа уже с адвокатами. Мы судились с районными администрациями. Писали досудебные и судебные экспертные заключения по разным вопросам. И выигрывали. Это замечательный опыт. Во-первых это публичное выступление. Судьи практически не разбираются в строительных нормах, и нужно очень четко и уверенно объяснять свою позицию для того, чтобы выиграть дело. Во-вторых это интересное и вполне творческое занятие, дающее вам развитие в каком-то конкретном узком вопросе. Ведь чтобы найти нужные доказательства позиции клиента, часто нужно очень хорошо подумать. Я не отказываюсь от судов и сейчас, потому что это профессиональные услуги, которые хорошо оплачиваются. Если пишешь заключение на уже известную тему, можно быстро заработать деньги, а если приходится изучать какой-то новый для себя вопрос, получаешь хороший опыт.

5. Экспертиза проектной документации

Просто расскажу свою историю. Это очень интересно. Увидеть все с обратной стороны. Изучать чужой опыт, одновременно находя чужие ошибки. Многие говорят, что эксперты не несут никакой ответственности, просто переписывают текстовую часть. На самом деле это не так. Эксперты несут вместе с проектировщиками такую же ответственность. Вообще в случае аварии все несут ответственность, все кто согласовывает, выдает разрешение, проектирует, проверяет, принимает в эксплуатацию.Занимаясь экспертизой, нужно все время следить за изменениями в нормативной литературе. А как известно у нас каждые полгода обновления выходят. Я сотрудничаю с негосударственной экспертизой с 2014 года. Смотрю четыре раздела проектной документации ПЗУ, АР, ОДИ и ЭЭФ. Естественно нельзя полноценно проверить генплан, если не разбираешься в расчетах КЕО и инсоляции. Для того, чтобы проверить архитектуру, нужно открыть профильный СП и как минимум пробежаться по всем основным требованиям. Это очень помогает и в проектной работе. И наоборот проектирование и взаимодействие с согласующими органами очень помогает в экспертизе. Получается полная картина.

Вообще всегда хотелось стать экспертом. И возможность сама нашла меня в 2014 году. Проходя экспертизу проектной документации на один очень сложный объект, я попросил директора этого экспертного учреждения дать мне как внештатнику посмотреть какой-нибудь раздел, например энергоэффективность. Так как на тот момент был уверен в себе только в этой части проектной документации. Очень сильно благодарен этому человеку, так как через месяц я уже был вместе с ним в Москве в Академии строительства и ЖКХ на экзамене. Тест из 200 вопросов был пройден с 96 процентным результатом и вот у меня появился аттестат по направлению 2.1.1 "Схема планировочной организации земельного участка". Еще через 2 месяца сдал на второй аттестат по 2.1.2 "Архитектурные и объемно-планировочные решения". Сейчас я работаю уже в другой экспертизе, но по прежнему как внештатный эксперт, совмещая эту интересную деятельность с проектированием и руководством мастерской.

Оглядываясь назад, всегда благодарю бога за то, что все складывалось именно так. Всегда говорю, что мне повезло. Но хочу, чтобы вы поняли, как важно думать о том, что вы хотите. Это 50 % успеха, остальные 50 % - это маленькие шаги, которые вы делаете каждый день. Очень важно делать, но также важно понимать, что делаешь и куда хочешь попасть. Когда есть видение, есть цель, начинают появляться разные возможности, каждый день. И тот, кто привык действовать, будет хвататься за каждую такую возможность, постоянно поднимаясь на ступеньку и приближаясь на шаг к своей цели. Действуйте, думайте, учитесь всегда, каждый день и читайте как можно больше. Читайте книги.