Немного об экономике кинопроизводства

7 December 2019

Самая полезная информация, которую рассказал техдиректор почившего ныне рентала, выступая как-то перед студентами киношколы, содержалась в ответе на вопрос.

Кто-то из присутствующих спросил, почему в данном рентале есть камеры Red Dragon, но нет камер Red Scarlet. И правда, возможностей более простой версии хватало для выполнения большей части операторских задач, а стоила эта камера процентов на 20-30 меньше самой топовой модели. Соответственно, вопрошал некий студент, эта более дешевая камера меньше бы стоила в аренду и была бы доступнее для его, студенческих съёмок.

Техдиректор ответил, что, на первый взгляд, точка зрения студента кажется логичной. Допустим, Dragon стоит 20000 долларов, а Scarlet - 15000. 5000 разницы. Вроде бы логично, что более дешевая камера должна обходиться в смену на эти самые 25% дешевле. Однако, никто не берёт в рентале "голую" камеру. Чтобы тушку можно было сдавать на проекты, её нужно укомплектовать: купить клетку и другие элементы обвеса, накамерный и режиссёрский монитор, штатив с головой, аккумуляторы, компендиум, фильтры, радиофокус, флешки или другие накопители. А ещё оптику, если не полную линейку каких-нибудь куков S7, то хотя бы 3-4 ультрапрайма с самыми ходовыми фокусными расстояниями. Иначе эта новая (или какая-нибудь другая, более старая) камера будет простаивать, а не работать. Никто же не любит собирать комплект, особенно если речь идёт не о чём-то экзотическом, по трём-четырём ренталам.

Всё это в сумме обойдётся допустим, тысяч в сто долларов. Или девяносто пять, если взять Scarlet, а не Dragon. то есть разница составит всего 5%. А в таком случае, если верить в ценообразование компании Red, сэкономив всего 5% мы получим комплект на базе камеры, которая хуже по своим характеристикам на 25%. Техдиректор употребил термин "недокамера", но мы оставим это на его совести, у нас-то тут серьёзный канал :)

Ответ техдиректора в некотором смысле открыл мне глаза на экономику кинопроизводства. Здесь, как и в теории игр, нужно учитывать не только выигрыш в случае успеха, но и штраф в случае неудачи. Решили вы, скажем, сэкономить на фокус-пуллере. Есть, к примеру, некий Вася, он пока неопытный, зато просит на 100$ в смену меньше. На первый взгляд, сэкономить 100$ - заманчивая перспектива. Но если по причине неопытности Васи вам придётся снимать по 20 дублей, вы рискуете потерять гораздо больше на переработках или даже на дополнительной смене.

Тема это так глубока, что я, пожалуй, ещё вернусь к ней.